?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

Из блога Александра Гиршона (girshon) очень важное:
Меня давно уже возмущает употребление выражения "тело - это инструмент", причем вдвойне обидно, когда его употребляют близкие люди.
Наверное, пришла пора с этим разобраться.

Что меня в этом напрягает?
Вот что: насколько человек понимает в какую позицию относительно собственного тела он становится, используя эту фразу?
А становится он(а) в позицию третьего лица, где присутствует отношение к телу, как к чему-то внешнему, телу-объекту, "оно".

Но в большинстве практик, с которыми я имею дело, принципиально важна позиция первого лица - живое, феноменологическое тело, тело-процесс, "я-тело".

Ну, мне еще всегда интересно и" культурное тело", обусловленность восприятия бессознательно впитанными фильтрами (например, одобрение или неодобрение полноты/худобы и т.п.).
Это тело в контексте языка и отношений, тело-как-текст, тело-смысл, воспринимаемое с позиции "я-ты".

Т.е. конфликт, который возникает у меня, обусловлен наличием этих разных "перспектив", точек, "откуда смотрят".
Ну, для порядка надо всех высечьдобавить, что настоящая интегральная модель должна включать все эти позиции.

Но когда уместно техническое, инструментальное отношение к телу?
При освоениии какой-либо двигательной техники?
Да, отчасти. Техника без сердца - как-то бессмысленна.

Мое глубокое убеждение, что такое отношение нельзя ставить в центр человеческой практики. Т.е. имеющей дело с человеками.
Оно может помочь, как дополнительная точка отсчета и проверки. И все.
promo ta september 3, 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…

Comments

( Уже высказались: 11 — Высказаться )
(Deleted comment)
ta
May. 16th, 2008 11:46 am (UTC)
Тут много чего может быть, что именно имел ввиду А.Г. - думаю, надо у него в ЖЖ спросить. Там есть ссылка. Меня это тыкает носом в две штуки прежде всего.
1. В самые такие мелкие обиды на тело, когда мне хочется, а оно отказывается делать. На самом деле нет никакой разницы между мне и тело.
2. В разные штуки типа тело - твой инструмент для выражения. То есть есть как бы нечто, что нужно выражать, а тело - это то, что надо всячески корячить, чтобы оно лучше выражало. Отчасти это, действительно, так. Но лишь отчасти. Потому что сама тело это уже выражение себя.
(Deleted comment)
ta
May. 16th, 2008 12:25 pm (UTC)
Интересно, что именно киста меня привела к выводам совершенно противоположным.
http://tadrala.livejournal.com/1294126.html?thread=6177070#t6177070
ta
May. 16th, 2008 12:27 pm (UTC)
Сейчас очень много интересных методов есть для того, чтобы собрать все вместе, научиться хотя бы чувствовать свое тело. Танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентрованная, всякие восточные школы йоги и похожих вещей.
(Deleted comment)
ta
May. 16th, 2008 12:33 pm (UTC)
Мне очень понравилось вот это место: "Вот что: насколько человек понимает в какую позицию относительно собственного тела он становится, используя эту фразу?
А становится он(а) в позицию третьего лица, где присутствует отношение к телу, как к чему-то внешнему, телу-объекту, "оно".
Как ни понимай слово "инструмент", всё равно предполагается наличие некоего я, которое
1) не включает оно,
2) использует оно как посредник, механизм или что-то ещё. Для большинства людей - это единственный модус-общения с телом. Хотя есть ещё Ты-тело (о чем мне говорит эта болезнь?) и Я-тело (во всяких процессуальных и телесноориентированных методах психологической и магической работы), как пишет Гиршон
taig
May. 16th, 2008 11:56 am (UTC)
А для меня "тушка" и "я" зачастую - совсем разные явления. Она вообще-то с рождения не очень-то жизнеспособна, любит тепло, уют и покой. Только фиг получит...
ta
May. 16th, 2008 12:23 pm (UTC)
Понимаю, что для тебя это болезненный вопрос. Таковым он и для меня был когда-то. По сути, я вообще ошибка природы - родилась у неспособной выносить матери с обвитием пуповины и всё детстве болела и сейчас продолжаю болеть по поводу и без повода. Но с какого-то момента, курсе на третьем-четвертом, я вдруг почувствовала единство с телом и подумала, что над этим надо работать. Сначала по книжкам всяким цигун занималась и йогой. Потом я решила, что книжки - не то и стала искать учителей. Но штука в том, что даже от практик из книжек я всё больше ощущала это единство. У меня пропали болезненные месячные и вернулась репродуктивная функция, стали сглаживаться рано заложившиеся морщинки, даже седые волосы повыпадали, а новые приходят только по серьезным поводам.
Я не думаю, что это единственный и правильный путь. Но я знаю точно, что человек един. И полного удовлетворения можно достичь соединив душу и тело так или иначе. Чем больше они разведены - тем больше колбасит и тем меньше верит нам мир.
taig
May. 16th, 2008 12:34 pm (UTC)
Возможно у каждого свои способы. Мне проще считать, что мы - не одно и то же. В конце концов когда я говорю: "ну, давай, ты же можешь!", оно действительно может. :) И кстати оно стало несколько лучше работать, с тех пор, как мы вот так "общаемся" :) Во всяком случае после суток под дождём на полигоне я был чуть ли не единственным из команды, у кого даже насморка не было ;)
ta
May. 16th, 2008 12:36 pm (UTC)
молодца! так держать!
rem_ir_estraven
May. 16th, 2008 06:41 pm (UTC)
хм...
Для меня в строго определенном контексте естественен подход к телу как, в общем-то, к инструменту - как к оружию. Но это совершенно не подразумевает позицию третьего лица, ибо сам этот контекст возник из культуры, где есть формула "меч - душа самурая".
arilou
May. 19th, 2008 07:14 am (UTC)
Ага. Примерно про то же самое хотел написать.
Настоящий мастер (не важно чего) знает свой инструмент, все его слабые и сильные стороны, не пытается без особой нужды "забивать гвозди микроскопом". Настоящий мастер бережёт свой инструмент и продолжает совершенствоваться в работе с ним. Настоящий мастер, работая инструментом, становится одним целым с ним.

А отделение ощущения "себя" от ощущения своего тела происходит как раз потому, мне кажется, что тело порой совсем "не слушается", выкидывает всякие сюрпризы. В общем, ведёт себя именно как "нечто внешнее". А достичь гармонии с собственным телом - это уже отдельное искусство.
( Уже высказались: 11 — Высказаться )