?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

Видимо, последняя цитата на сегодня. На этот раз из thainen:
кажется, слегка приблизиться к этому пониманию мне поможет строка, найденная в биографии Лосева. вот она, с незначительными изменениями: "цельность бытия, осиянного личностью Бога-Слова, держащего в Своей длани сотворенный Им из ничего мир". разберём её по порядку.

во-первых, "цельность бытия". это принципиальный момент: собственно, не-пан(эн)теистические монотеизмы бессмысленны именно потому, что не монистичны, они расщепляют единство бытия, постулируя существование твари и творца, то есть, двух взаимонесводимых родов бытия. очевидно, что такую модель начисто съедает "аргумент третьего человека": если их два, значит, ни один из них - не Абсолют, т.к. Абсолют - это то Третье, что их объединяет. а где два, там и девять мириад. верно? однако же, здесь бытие всё-таки едино. каким образом?

и вот: Бог держит в руке сотворённый им из ничего мир. "из ничего" в данном случае - значит, что ему для этого не понадобилось ни материалов, взятых извне, ни затрат собстенной силы. но что здесь важнее всего, так это связь, которой я раньше не замечал. мир в этой системе не часть Бога. До сих пор я полагал, что это автоматически щепит бытие на две части. однако же - держит в руке... держит и смотрит на него. что это значит?

эта модель возможна так: Бог создаёт мир как "своё другое", поляризует что-то своё, выводя его вовне. в этой системе мир - ни в коем случае не Бог, по определению: Бог создал мир, чтобы что-то не было им. но одновременно мир - это не отдельный об Бога род бытия. они взаимовязаны и взаимо(да!)зависимы. мир - это собственное "не-я" Бога. его то, что можно любить - ведь любовь невозможна без другого. это и есть "преизбыток благости", о котором говорят христиане: есть вещи, принципиально невозможные в одиночестве. до сих пор я полагал, что уже это уничтожает всякую возможность монотеизма. но, видимо, всё-таки, нет.

в такой модели мир действительно, как ни странно, существует только один, именно такой, какой есть и никакой другой, причём мироздание от несуществования альтернативных миров парадоксальным образом не беднеет. более того, наш мир не только не обессмысливается (этим как раз страдают многие концепции множественности миров) а, наоборот, наполняется смыслом весь. то есть, да, оказывается "осиян" - весь, до мельчайшей крохи пронизан светом Его присутствия. потому что мир - Его Другое весь, без изъятия, в нём нет ни одной крупицы, которой Он бы не выстрадал и котрая не была бы принципиально важна для Него.

тогда мифы, движущие этим миром, выстраиваются совсем не так, как их вижу я. история мира оказывается грандиозным многоактовым мономифом, либретто котрого записано в известной книге (так осмысленной оказывается и идея существования такой книги, и её уникальность). тогда конкретные сценарии оказываются воплощением "подмифов", его эпизодов - выстраивается иерархия мифов и мифологий. одни мифы выходят из потребления, другие случаются впервые. есть у мистерии нашего мира конец, и другого мира потом не будет - незачем. как ни странно, оказывается мыслимой не только концепция единичности мира, но и единичности человеческой жизни: сыграв свою роль, человек не имеет причин возвращаться на сцену. более того, в такой концепции имеет смысл и идея об уникальном Богочеловеке, чей приход важен онтологически.

итак, христианство оказывается, по меньшей мере, в первом приближении мыслимо. парадоксально, да, но это обычные парадоксы диалектики, а не логические нестыковки. и всё же, нестыковок остаётся масса - это предстоит ещё обдумывать и обдумывать. обдумать необходимо, на то множество причин. размышляя над другими концепциями, лучше видишь свою. вскрывая ошибки противника, лучше видишь истины, которым служишь. находя у противника правду, имеешь повод задуматься о том, какую правду можешь противопоставить ей сам. да и, в конце концов, множество поколений наших предков трудилось на христианском поле. не без плодов, я уж думаю. а значит - хотя мы и язычники, мы в своем праве на их наследство, так же, как они с полным правом взяли наследство великих языческих философов. наивный модернизм - думать, будто бы после христианства внезапно воскреснет культура, убитая тысячелетия назад, или возникнет новая - в чистом поле, без оглядки на предков. нет. Предки -это Предки, и чтить их надо любыми: хоть с крестами, хоть с красными звёздами. в языческой белой Европе, языческой русской России двадцать второго века будут университеты, где студенты будут внимательно читать и конспектировать Августина, Фому, Боэция, Эриугену - и плакать, как когда-то старый учитель, что "украли их у нас христиане". но что украл у нас пустынный божок, то мы можем, должны вернуть. мы сбережём сокровища, собранные древними, и горе тому, кто скажет о них дурное из-за того, что они были в плену у лжеца. лжецы приходят и - пусть через тысячи лет - уходят. свеча мудрости, переданная нам через бухенвальды и гулаги, через нашествия и битвы, через конкисты и рекнкисты, мимо цензоров и шпионов, мимо торгашей и дураков, пронесённая через дворцовые палаты, каменные бастионы, через руины Рима, через пепел Академии и Лицея, через жерло Этны, из невообразимой глубины, завалы и бурелом эпох... она горит, пока есть мы и Они. она горит вечно.
отсюда

Закладки:

promo ta september 3, 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…