?

Log in

Назад | Вперед

Это одновременное и ответ себе, и ответ на один закрытый пост anna_egorova, и много чего ещё. Кстати, это ещё и благодарность за опыт, вынесенный с игры.
Г-н belanovskyy пишет:

Преображение Господне - один из наиболее почитаемых в народе церковных праздников, наряду с Рождеством и Троицей. В этот день многие люди несут в храмы ягоды и фрукты для освящения, молва зовет его "Яблочным спасом". На самом деле девятнадцатого августа Православная Церковь вспоминает одно из наиболее таинственных событий из жизни Иисуса Христа и предлагает христианам глубокое и философски развитое его осмысление.

В Евангелии о Преображении Господнем говорится, что Иисус с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном взошли на гору высокую и Господь преобразился перед ними: просияло лицо Его как солнце, а одежды Его сделались белыми как свет. Им явились пророки Моисей и Илия. Петр же сказал Иисусу: "Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаю здесь три шатра: Тебе один, и Моисею один, и Илии один". Пока он говорил, облако светлое осенило их, и голос из облака сказал: "это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение; слушайте Его". Услышав это, ученики Христа сильно испугались и упали, закрыв лица. Иисус успокоил и поднял их, а когда они спускались с горы, Он заповедал им никому не говорить об этом видении, до тех пор, пока Сам Он не будет распят и не восстанет из мертвых.

С первых веков христианства это событие, описанное очевидцами, привлекало внимание богословов и философов. Многие пытались понять, что за свет осиял Христа и Его учеников и могут ли последователи Христа быть так же осиянными этим светом. В конечном итоге встала глубокая проблема о постижимости Бога, и в 14 веке разгорелись нешуточные споры. С тех пор на эту тему были написаны тысячи страниц текстов и сломано немало копий, в частности, в полемике с католичеством. Таким образом, Преображение Господне сыграло немалую роль в истории Церкви и богословско-философской мысли. Не вдаваясь в подробности, отметим, что решение этого вопроса в православной традиции не однозначно и совсем не просто. Достаточно упрощая, можно сказать, что Бог не постигается в своей сущности (сам по себе), но возможно приобщится к Его проявлениям или действиям по отношению к миру и людям. Божественный свет, осиявший Христа - был одним из таких проявлений Бога, которому приобщились апостолы, будучи озарены им и переживая величайшую радость и счастье.



Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство. Пожалуй, уже более десяти столетий простой народ мало интересуется богословием, и, заходя в булочную, не накидывается на продавца с вопросом о правильном понимании божественных тайн. А ведь такое когда-то было. В отличие от религиозного сознания древности, сейчас мало кто даже из верующих может сказать, какое отношение к нему лично имеет правильное понимание многих вероучительных истин, в том числе вопроса о божественной природе и божественных действиях. Очень многие люди совершенно искренне не могут понять изложенную выше богословскую мысль, и тем более пояснить, чем плох неверный взгляд, например, на проблему Божественного света.

С одной стороны это странно. Подавляющее большинство наших сограждан образованы и даже знакомы с началами философии, многие имеют высшее образование. Тем не менее, большинство из них не идут дальше и глубже "Яблочного спаса" и не подозревают, сколь сложна и многогранна тема Преображения для богословия. С другой стороны, понятно, что дело не столько в нежелании что-то познать, сколько в том, что в нашей секулярной культуре почти невозможно найти ответ на ключевой вопрос: а какое отношение вероучительные догмы имеют ко мне лично? Наряду с этим, похоже, что со стороны Православия все больше забывается основное правило проповеди, ставшее золотым правилом текстовой рекламы: "объясняй, почему и зачем". То, что тысячу лет назад было жизненно важно для многих лично и многим понятно, все больше превращается в мифологемы для интеллектуалов, уступая место простой обрядовости. Ведь совершенно понятно, что яблоки и прочие сельскохозяйственные плоды не имеют никакого отношения ни к обсуждаемому евангельскому событию, ни тем более к его богословскому осмыслению.

Таким образом, праздник Преображения Господня, ставший для народа "Яблочным спасом", очень ярко показывает кризис религиозной жизни наших дней, заключающийся в все увеличивающемся отрыве богословия и христианской философии не только от личной жизни верующих, но и от религиозной практики. Тем самым перед Православием ставится серьезный, жизненно важный вопрос: как помочь верующим людям увидеть и осознать живую связь вероучения и их личной жизни, как предотвратить вырождение богословия в плодово-ягодный винегрет?

Ответом на эту проблему может быть только целенаправленная проповедь, чтобы православные христиане "поднимались умом" от внешней, обрядовой стороны нашей религии до её сущностных смыслов, и чтобы эти смыслы воплощались в нашу жизнь через исполнение в ней Евангелия, пределом какового исполнения является пребывание христианина в свете Христовом.


Парадоксально, насколько человек видит падение в происходящем, насколько я вижу возвышение в нем. Там, где он видит высоты, я вижу падение. Сейчас поясню свою мысль.
Есть познание Бога, а есть вера в Бога, а это, простите, две совершенно разные вещи. Ещё я верю, что многознание уму не научает, и уж тем более не всегда укрепляет в вере. Именно потому что Бог не постигается в своей сущности (сам по себе), но возможно приобщится к Его проявлениям или действиям по отношению к миру и людям.
На протяжении многих веков истории церкви, её отцам было ясно: есть вера для мирян, а есть знание для тех, кто вне мира. Конечно, нас научили думать, что такая хитрая схема была нужна, чтобы держать власть в руках церкви как организации. Но мне кажется, что исходный посыл был другой. Вера и знание, конечно, идут рука об руку. Только если вера по сути своей одна, то знания у богослова от Церкви и мирянина никогда не будут одни. Потому что знания - следствие деятельности. Для богослова основная деятельность - познание Бога, а для мирян познание Бога тонкими нитями пронизывает повседневную жизнь, суть которой составляют в том числе очереди в булочной и сбор урожая яблок. И те, и те - важны для церкви. Они - инь и ян любой религии. Вера тех и других ничуть не лучше одна другой, в идеале - это одна и та же вера. Только, background немного разный. И естественно, есть точки соприкосновения, например, проповеди. Поэтому проповедь должна находиться в "зоне ближайшего развития" мирянина. Она должна быть чуть сложнее, чем его повседневная жизнь, но прочитана на его языке. Яблочный спас - это понятие языка мирян, который, к слову, много древнее наших дней и даже христианства на нашей территории, поэтому и кризис современной религиозной жизни воплощать никак не может. Этот самый "плодово-ягодный винегрет" - это и есть вера. В таинстве освящения плодов преображения больше, чем в тысячах страниц богословских текстов. Христос нес людям не только слова, он их хлебом и рыбой кормил, поил вином из воды. И это обратило к нему бОльше людей, чем его проповеди перед фарисеями.
Наличие или отсутствие философии и уровень философии - дело каждого. Даже не дело - а склонность души, личностная характеристика, свойство характера. К религиозности и тем более вере оно отношения не имеет, хотя и может. Для тех, кто не мыслит свою жизнь без сознания и познания. Но, напоминаю, вера есть там, где есть непознанное. В этом её суть. Для современного же человека с ВО очень велико искушение избежать её в голом рационализме богословских построений.

update: Кстати, именно тут и из этого искушения и происходит, ИМХО, падение православия в России. Отсюда требование признать богословие наукой, отсюда желание преподавать православие в школах и т.д. Все от того, что вера подменяется знанием и православию уже учат не примером, а по букварям.
promo ta november 16, 2015 14:36 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Меня зовут Татьяна. Я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием. Это означает, что я разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить пути решения каких-то сложностей, за деньги. По образованию психолог, психофизиолог, кандидат психологических наук (МГУ),…

Comments

( Уже высказались: 68 — Высказаться )
stkorn
Aug. 20th, 2008 09:29 am (UTC)
Юзерпик рулит, как всегда!!
Щас почитаю...
anna_egorova
Aug. 20th, 2008 09:45 am (UTC)
Спасибо
sentido_anhelo
Aug. 20th, 2008 09:46 am (UTC)
Замечательно!
Радостно схватила и понесла в массы... ибо сказанное - сказано верно для ЛЮБОЙ духовной Традиции.
(Deleted comment)
alex_celly
Aug. 20th, 2008 09:53 am (UTC)
Имхо, несколько неправильно.
1. Не "вера подменяется знанием", а "знание подменяется подделкой под знание". Ибо ПОЗНАНИЕ бога, если из христианской аксиоматики исходить, по определению невозможно - слишком разные уровни системы. И когда пытаются обозвать богословие наукой, сразу возникает вопрос: а как оно с критерием научности гипотезы сочетается? То есть как можно ПРОВЕРИТЬ ту или иную гипотезу о христианском боге?
2. Всё же следует знать, во что веришь. Мне, неоязычнику, уже давно надоело выяснять, что Библию я знаю лучше, чем христиане.
3. "Учить вере" вообще нельзя - это дело глубоко личное.
ta
Aug. 20th, 2008 01:57 pm (UTC)
1. Это безусловно верно и хорошо сказано. Но я вообще с другой стороны. Я сейчас говорю со стороны адепта веры, а не адепта науки. Наука-то другими богами хранима и от религиозности христианской я, надеюсь, отбрыкается. Дело в другом - что, если человек лезет с научным построением знания в веру, значит дефицит у него веры и благоговения перед богом.
2. Не вопрос. Но так ли уж эти бабушки, что несут яблочки на Яблочный Спас, не знают, во что верят. Да, они во многом верят в совсем другое, нежели проповедующий священник, но ничуть не меньше и не слабее его. Они, кстати, в чудо верят, в отличие от многих образованных людей, что яблочки эти будут больше здоровья и мира приносить, чем просто с дерева сорванные :)))
3. Учить можно и нужно, потому что нужно передавать традицию. Традиция осуществляется а) в ритуале, б) в момент передачи традиции. Иначе она умирает. Для религии важно и (а), и (б). Передача может быть и обучением. Другое дело, как обучать.
alex_celly
Aug. 20th, 2008 02:47 pm (UTC)
Ну мне, как легко догадаться, христианская вера не сильно-то дорога...
мне куда важнее то, что науку пытаются загнобить...

Ну и пусть верят, мне жалко, что ли? просто когда человек называет себя христианином и всерьёз полагает, что Павел был личным учеником Христа - смешно становится... А уж когда он начинает изложенное Павлом на современное общество примерять - ещё и гадко...

Передавать традицию - это одно, а обучать - это другое... Впрочем, я со своей викканской колокольни смотрю. У нас чётко разграничены традиция и ритуал - вот второму, да, учат, а первое... оно скорее должно быть частью мировоззрения, причём обычно ДО самоидентификации как последователя традиции : ) Хотя последний момент - это просто "исторически сложилось".
zakhar_m
Aug. 20th, 2008 04:47 pm (UTC)
Я думаю, что не совсем уж плохо знаю Библию и совершенно уверен, что Павел был личным учеником Христа. Может быть все-таки это Вы там что-то упустили и думаете, что личные ученики у Христа появлялись только до его физической смерти?
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 04:56 pm (UTC) - Expand
zakhar_m
Aug. 20th, 2008 03:41 pm (UTC)
Про чудо понял из п.2
Но мне вот упорно кажется, что стремление урвать себе в этой жизни побольше, даже если речь идет о здоровье и мире, - это не совсем христианство.
rem_ir_estraven
Aug. 20th, 2008 05:09 pm (UTC)
<<если человек лезет с научным построением знания в веру, значит дефицит у него веры и благоговения перед богом>>
Не уверен. "Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье" Спинозы - весьма строгое научное (если, конечно, мы признаем философию наукой) построение. Но по этому тексту совершенно не складывается впечатления, что у него в дефиците были вера и благоговение перед...
ta
Aug. 20th, 2008 07:43 pm (UTC)
Ну почему участники дискуссии не видят разницы между "вера" и "религия" и "отношения с богом" и "теософия"?! Разные же вещи!!!
... - rem_ir_estraven - Aug. 20th, 2008 08:00 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 22nd, 2008 06:01 pm (UTC) - Expand
... - rem_ir_estraven - Aug. 22nd, 2008 07:22 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 22nd, 2008 07:52 pm (UTC) - Expand
... - rem_ir_estraven - Aug. 22nd, 2008 08:47 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 22nd, 2008 10:36 pm (UTC) - Expand
... - rem_ir_estraven - Aug. 23rd, 2008 12:12 am (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 23rd, 2008 07:48 am (UTC) - Expand
... - rem_ir_estraven - Aug. 23rd, 2008 08:38 am (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 23rd, 2008 09:21 am (UTC) - Expand
... - rem_ir_estraven - Aug. 23rd, 2008 11:12 am (UTC) - Expand
amarezza
Aug. 20th, 2008 09:56 am (UTC)
***Яблочный спас - это понятие языка мирян, который, к слову, много древнее наших дней и даже христианства на нашей территории, поэтому и кризис современной религиозной жизни воплощать никак не может. Этот самый "плодово-ягодный винегрет" - это и есть вера. В таинстве освящения плодов преображения больше, чем в тысячах страниц богословских текстов. Христос нес людям не только слова, он их хлебом и рыбой кормил, поил вином из воды. И это обратило к нему бОльше людей, чем его проповеди перед фарисеями.***

Дра, спасибо тебе ОГРОМНОЕ за этот пост. Я на эту тему думаю так или иначе почти постоянно почти два года, время от времени порываюсь на эту тему написать, но у меня пока не написалось, а у тебя - да, и замечательно.
Спасибо еще раз.
zakhar_m
Aug. 20th, 2008 12:24 pm (UTC)
Пришел по наводке автора опроса. Прочитал и решил попридираться.
Толпы небывающих в течение года в церкви "прихожан", которые вдруг появляются там для освещения куличей и яиц на Пасху, мне почему-то кажутся явлением не более религиозным, чем традиция ходить первого мая на шашлыки. Плохого ничего в этом не вижу. Но веры в этом ноль. И религиозности столько же. Люди просто делают как все. Называется "традиция". То же, по-моему касается и освящения яблок, за исключением меньшего количества практикующих этот ритуал адептов.
Про значение кормления людей рыбой для их обращения, по-моему, вообще жесть. Приходили-то ведь все-таки за словом, а кормить стал, потому что сжалился. Там, вроде, так написано.
А те, которые обращаются, только когда их кормят, так они ведь потом громче всех "Распни" орут.
traverse
Aug. 20th, 2008 01:07 pm (UTC)
И Христос их любил и простил, такая фигня вот... Знал, что будут орать, а хлебом все равно кормил. Подумайте об этом.
zakhar_m
Aug. 20th, 2008 01:12 pm (UTC)
Спасибо Вам большое, что сказали о чем мне думать. Без Вас я бы ведь никогда не придумал, о чем же мне подумать. Теперь всегда вместо того, чтобы думать, о чем мне подуматься, я буду незадумываясь спрашивать у Вас, а Вы будете говорить мне, о чем же подумать.
traverse
Aug. 20th, 2008 01:17 pm (UTC)
Хорошо, как скажете.
ta
Aug. 20th, 2008 02:00 pm (UTC)
Удивительно, что часть людей увидела в этом посте обмен еды на веру. Я лишь говорила о том, что в чудо верят, а знание - понимают. Освящение яблок, куличей и любой другой пищи в церкви по сути своей - чудо. А буковки в книгах - это знание веры, по хорошему, не подразумевающее.
alex_celly
Aug. 20th, 2008 02:52 pm (UTC)
Ммм...
Несколько нелогично.
Освящение - по сути своей РИТУАЛ. Он может быть чудом - для тех, кто этот ритуал всерьёз воспринимает, не вопрос. А может и не быть - мне, скажем, что освящённая в церкви вода, что вода из-под крана одинаковы. Хотя в своём ритуале я предпочту воду, не соприкачавшуюся с христианством - но это понятно : )
Понятно, что знание христианской традиции не подразумевает христианской веры - в качестве примера могу, чтоб далеко не ходить, привести себя : ) Но всё же полезно знать, что там за буковки - хотя бы для того, чтобы не краснеть перед адептом другой традиции.
ta
Aug. 20th, 2008 02:57 pm (UTC)
Скажем так. Я верю в существование христианина без глубокого знания библии, ссылок на тех или иных отцов, доброго и хорошего христианина. Но вот христианина такого, чтобы для него ритуал был только ритуалом или повторением алгоритма, написанного в книжечках со многиими знаниями, ИМХО, не существует. Это уже не христианство.
Поэтому и кризис современного христианства не в отсутствии знаний, а в отсутствии христиан, которые бы верили и понимали, что в ритуале проявляется чудо.
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 03:26 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 20th, 2008 04:11 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 03:45 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 20th, 2008 04:16 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 04:31 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 04:43 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 04:53 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 05:03 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 05:12 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 05:18 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 05:27 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 06:00 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 06:08 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 06:11 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 06:13 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 06:10 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 06:13 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 20th, 2008 07:38 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 07:56 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 04:54 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 05:02 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 05:08 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 05:17 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 20th, 2008 06:35 pm (UTC) - Expand
zakhar_m
Aug. 20th, 2008 03:03 pm (UTC)
Чудом в церкви, как я слышал, считается превращение хлеба и вина в плоть и кровь Того, от которого исходило слово. Называется это чудо - евхаристия. О том, чтобы чудом также считалось "освящение яблок, куличей и любой другой пищи" я слышу впервые. Это Ваше личное учение?
... - ta - Aug. 20th, 2008 03:19 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 03:31 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 20th, 2008 04:12 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 20th, 2008 04:14 pm (UTC) - Expand
... - zakhar_m - Aug. 20th, 2008 04:38 pm (UTC) - Expand
... - alex_celly - Aug. 20th, 2008 05:04 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 20th, 2008 06:31 pm (UTC) - Expand
rem_ir_estraven
Aug. 20th, 2008 05:02 pm (UTC)
хм...
пришли к раввину три еврея и говорят, мы тут поспорили об этой штуке, какой она формы.
- Я считаю, она квадратная.
- Ты прав, Мойша,- говорит раввин.
- Но как же так, видно же, что она круглая!
- Ты прав, Шлёма,- говорит раввин.
- Но реббе, они же сказали совершенно противоположные вещи!
- Ты трав, Зяма, - сказал раввин.
ta
Aug. 20th, 2008 06:25 pm (UTC)
клевая штука мультидимензиональная геометрия. ну и антропология тоже
amarezza
Aug. 20th, 2008 07:21 pm (UTC)
Хех... Комменты иллюстрируют твой пост даже ярче, чем хотелось бы :)))
ta
Aug. 20th, 2008 07:38 pm (UTC)
опередила мою реплику!
amarezza
Aug. 20th, 2008 07:46 pm (UTC)
Просто я СЛИШКОМ хорошо знаю этот, прости Господи, дискурс :)))
( Уже высказались: 68 — Высказаться )