?

Log in

Назад | Вперед

Психопатическая опера.


Трогательно, правда? Если не думать, что было раньше...
Repo! (the genetic opera) - банальная история про больное общество с больными личностям. При этом, естественно, героями в нем могли стать исключительно больные личности. Это было бы скучно смотреть. Но там есть Шайло. К ней вернусь чуть позже. Сначала про окружение.
Верхушку вокруг очаровательного уставшего от жизни диктатора Ротти, также отложим на закуску. Интересны те герои, которые заставляют зрителя сопереживать.
К сожалению, я мало работала с клиникой и позабыла все, что можно. Но Натан в классическом психоаналитическом ключе является банальным психопатом. Вероятно, в молодости он был яркой личностью, прямо таки акцентуантом. С гениальным учеными это частенько случается. Скорее всего, наука была его богом. Вторым богом для него стала супруга, которую он таинственным образом отвоевал (точнее, она просто сбежала от Ротти), у самого влиятельного человека в мире. Но потом с ним случилась травма: он ошибся. Его лекарство не излечило беременную жену, а убило её. Точнее поставило на грань жизни и смерти и ему пришлось выбирать между жизнью любимой жены и жизнью нерожденной дочери. И тут в нем что-то изменилось.
Одновременно он стал рукой возмездия GeneCo - Repoman, который забирает у людей органы, за которые не выплачены деньги. Ужасно скучная и неблагодарная работа, которой он занимается в подвальчике своего дома. Периодически туда попадают люди, живут какое-то время в заключении, а потом он забирает органы. Для этого он переодевается в специальный костюм Repoman-а, который скрывает лицо. Лишь жертве на самом пороге смерти позволено смотреть ему в глаза. Тем не менее, таким образом он служит Ротти, не в силах избавиться от чувства вины за смерть жены.
Но это ещё не всё. Таинственным образом смерть жены от его рук натолкнула его на мысль об опасности окружающего мира (в котором никакого порядка без Repoman-а, конечно!). И он решил защитить свою дочь от этого мира и заодно привязать к себе навсегда. Для этого он вводит ей сильнодействующий наркотик, а симптомы отмены списывает на генетическое заболевание, передавшееся ей от матери. Поэтому девочка живет в стерильных условиях. Ей запрещается выходить на улицу. Читать прессу (иначе поднимется давление). На руке она носит таймер и монитор (на самом деле просто таймер), который сообщает о ей состоянии и напоминает о приеме "лекарства". Такой же браслет на руке отца. При этом весь мир, кроме Ротти и Натана полагает, что дочь погибла вместе с матерью.
Чудесная сцена встречи отца и дочки, когда Шайло узнает, кто её отец - тут.
Текст поражает:
Nathan:
Didn't I tell you not to go out?
Didn't I?

Shilo:
You did
You did

Nathan:
Didn't I say the world was cruel?
Didn't I?

Shilo:
You did
You did

Nathan:
Then tell me how this happened, what I did wrong, tell me why
Can we just go home, Shi, and forget this dreadful night?

Shilo:
Didn't you say that you were different?
Didn't you?

Nathan:
I am
I am

Shilo:
Say you aren't that person
Say it

Nathan:
I am
I am

Shilo:
Then tell me how to act, dad
What to say, dad
Tell me why
Everything you've told me
Every word
Is a lie

Didn't you say that you'd protect me?
Didn't you?

Nathan:
I tried
I tried

Shilo:
Is that how you'd help me?
Is it?

Nathan:
I tried
I tried

Shilo:
Don't help me any more, dad
You are dead, dad, in my eyes
Someone has replaced you
Dad, I hate you
Go and die!

Nathan:
Didn't I build a house, a home, didn't I?
Didn't I raise her all alone, didn't I?
Then Rotti took her from me
Stole my Shilo
He's to blame
Have I failed my daughter?

Then let the father die!
And let the monster rise!

Контроль, подменяющий защиту, любовь и вообще все на свете. Угрожающий мир вокруг. Прекрасный параноидальный психопат. К слову, практически всегда спокойный, даже когда орет. Вообще, поражает насколько спокойно происходит телефонный разговор между Шайло, которая сбежала из дома на встречу с незнакомым дядей (а что ещё делать девочке с таким отцом?), и Натаном, параллельно расчленяющим очередное тело. При этом он ни разу не социопат. Социопаты там прекрасно карикатурные сыновья Ларго. Старший Луиджи - социопат-убийца, который периодически любит убивать людей. То просто так, то от избытка чувств. При этом он полагает, что умнее всех. Младший Пави - он не просто убивает жертв, но забирает себе их лица. Некоторых, скорее всего, ещё и насилует. Вообще, он полагает, что красивее и желаннее всех. Видимо, никто ему так и не отказал. А если и отказал, то... ну сами понимаете - столько разных лиц можно примерить. У Ротти есть дочурка-наркоманка с дисморфофобией из-за которой она подвергает себя постоянным операциям, для которых нужен подпольный обезболивающий препарат. Ещё она мечтает петь.
Сам Ротти Ларго, стоящий во главе империи GeneCo, скорее всего просто акцентуант где-то между паранойяльным и эпилептоидным типами. Мир обманул его: любимая девушка сбежала с Натаном (но он отомстил!), дети у него больные, империю оставить некому, а сам он умирает от неизлечимой болезни. Империя для него - самая большая ценность. Нет, не самая. Деньги. Вот его кредо:
ROTTI:
FLESH IS WEAK.
BLOOD IS CHEAP.
INCONSISTENT, CONSISTENTLY.
USE YOUR SENSE.
SAVE YOUR CENTS.
THE ONLY THING WITH PERSISTENCE IS
GOLD, IT MAKES THE WORLD GO 'ROUND.
GOLD, IT MAKES THE WORLD GO 'ROUND.
CARVED MY NICHE,
RAGS TO RICH.
MADE A FORTUNE, AND COUNTED IT.
ASKED FOR HEIRS,
GOT NIGHTMARES -
DEGENERATES WHO WOULD WASTE EVERY CENT OF MY
GOLD, IT MAKES THE WORLD GO 'ROUND
GOLD, IT MAKES THE WORLD GO ‘ROUND.
BUT, BEFORE I GO,
[ Repo The Genetic Opera Lyrics are found on www.songlyrics.com ]
MY KIDS WILL KNOW
ABOUT THE MAN THEY HAVE CROSSED.
AS MARNI DID,
THE DAY SHE FLED
AND BECAME NATHAN’S WIFE.
SHE FORCED MY HAND.
HE DUG HER GRAVE.
I WILL NOT BE BETRAYED!
EMPTY THE TRASH
OF ALL OF THEM,
AND LEAVE IT ALL TO THE KID!
LAY THE BAIT,
SHILO'S FATE.
BUT ONLY IF EARNED WILL SHE APPRECIATE THAT
GOLD, IT MAKES THE WORLD GO ‘ROUND.
GOLD, IT MAKES THE WORLD GO ‘ROUND.
GOLD!

Хороший вопрос, куда он дел жену. Но мне что-то не хочется об этом спрашивать. Хотя при таком количестве детей психопатов и относительно здоровом папе, можно предположить, что мама там была ещё страшнее. Тем более, что можно предположить, что Шайло, единственный нормальный человек в этой опере, дочка как раз Ротти. Уж больно странно, что он готов ей доверить все.
Он не чужд человеческих чувств. Ему жалко свою больную дочку Эмбер. Сыновья вызывают омерзение. Он ощущает себя беспомощным перед надвигающейся смертью. Но при этом он - тот, кто спускает с цепей своих детей.
Ещё один персонаж истории - Слепая Мэг. Подруга матери Шайло с потрясающим сопрано, которая продала душу GeneCo за возможность видеть (была слепа с детства). Ещё один здоровый человек, способный к переживанию этического конфликта и своеобразному выходу из него. Долгие годы она была лицом GeneCo, но после появления Repoman-а, ей все это перестало нравиться и она решила уйти. Но есть лишь один способ разорвать контракт. Она предпочитает сделать это своими руками, нежели довести до легального убийцы. Кроме всего прочего она - крестная мать Шайло. При этом она обладает практически всеми атрибутами феи-крестной - волшебными штучками (глаза, которые показывают девочки голограммы ей матери), красивой внешностью в красивых платьях, уважением и состоятельностью, а также неким представлением о мире, которыми готова поделиться. Только вот времени у неё очень мало. Всё, что она успевает, - заронить зерно сомнений в сердце крестницы. А также наметить курс выхода из сложившейся ситуации. См. тут. У Мэг нет выхода. У Шайло есть. Она хочет, чтобы девочка его не упустила.
Нечеловеческий персонаж - Грабитель Могил, который из мозгов покойников выкачивает наркотики, наркоторговец и сутенер. Нечеловеческий, потому что у него нет мотивации (он сам себе непонятен), он выполняет метасюжетную роль - поясняет события в мире и появляется там, где Шайло надо попасть в новое место. Он не соблазняет девочку наркотиками и панелью, не пытается овладеть ею, зато безвозмездно помогает. Судя по всему - это проводник.
И так: гиперопекающий папа со странной комнатой в подвале; глава всемирной корпорации, готовый предложить наследство и излечить от болезни; крестная с механическими глазами, которую согласно СМИ, должны убить; а также странный грабитель могил и наркоторговец. Последние два персонажа здорово катализируют процесс и доводят девочку до первого подросткового бунта. На фоне всей окружающей психопатии - она здоровый ребенок, которому пришло время вырасти. Паранойяльный папа обучил её основным этическим принципам и попытался привить чувство вины (которое не стало для неё настолько патогенным, как для него). Поэтому её не привлекает панель и зидрат. Ей жалко Мэг и она пытается что-то сделать, потому что полагает убийство хорошего человека несправедливым. Она даже простила своего отца, когда узнала об обмане, хотя, естественно, поначалу весьма злилась. Несмотря на ярость, она не готова убить своего отца. Ей вообще сложно убивать, в отличие от всех других героев. У неё единственной смерть вызывает шок, но не брезгливость. Она почти повелась на сделку с дьяволом, приготовившись убить Repoman-а за панацею. Но не смогла, то есть передумала. И когда перед её ногами лежит империя постапокалиптического человечества, она разворачивается и уходит. Смотрим тут.
Тут, наконец, преодолевается таинственный генетический конфликт. Сначала она полагала себя неизлечимо больной из-за генетического наследия матери. Затем она полагала себя генетической убийцей из-за папы-психопата. Но наследство этого мира передается по-другому - дурными привычками и, как следствие, чертами характера. Каждый член этого абсолютно выдуманного постапокалиптического общества выбирает: принять себя или модифицировать в обмен на не исполнимый договор. Психосоматики, булемики, дисморфофобики - все они бегут в GeneCo и получаются легкое и быстрое решение, не желая ничего делать самостоятельно. Потом они хвастаются своими "успехами" на постоянных представлениях GeneCo. Естественно, дисморфофобия, аллергия, булемия после этого лишь усиливаются. Шайло почему-то выбирает другой путь. Даже излечивается она не панацеей в голубой бутылочке, а переломавшись и почти что умерев. Это с одной стороны.
С другой стороны, вся эта история - потрясающая символическая история роста личности. Как известно, важными признаками психопатии является тотальность. Иметь отдельные черты той или иной акцентуации - не страшно. Страшно, когда эта одна черта не дает проявится другим и определяет все сферы твоей жизни. Это своего рода несвобода и предопределенность. Нередко подростки имеют настолько сильно проявляющиеся акцентуации, что окружающие видят в этом психопатологию. И в этот критический момент определяется судьба личности - останется она в русле одного образа мысли и действий или будет идти дальше свободно, выбирая себе поведение по обстоятельствам. В последнем случае - характер нормализуется. Шайло - это последний путь. Который емко описывается фразой "личность снимает характер".
You, I've mistaken for destiny
but the truth is my legacy is not up to my genes.
True, though the imprint is deep in me
it will always be up to me.
Up to me.
И, наконец, общественная реальность. Долгое время психопатии считались исключительно наследственным недугом, определяющимся сугубо естественными факторами. Сегодня мы знаем, что все не так просто. И бывает по-разному. Апология психопатии, однако. И перенос вины за поведение психопата на окружение.
promo ta november 16, 2015 14:36 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Меня зовут Татьяна. Я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием. Это означает, что я разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить пути решения каких-то сложностей, за деньги. По образованию психолог, психофизиолог, кандидат психологических наук (МГУ),…

Comments

( Уже высказались: 13 — Высказаться )
tavia_
Aug. 14th, 2009 10:29 am (UTC)
Наверное, это интересно, но для меня звучит как какой-то затяжной кошмар.
ta
Aug. 14th, 2009 10:46 am (UTC)
Ну он и есть. Только контролируемый. Ты всегда можешь нажать на кнопку и остановить шоу. В отличие от участников.
sane_witch
Aug. 14th, 2009 11:10 am (UTC)
great! love your analysis! спасибо :))))
dragon_flying
Aug. 14th, 2009 11:28 am (UTC)
насколько я поняла Натан не ошибался, это Ротти подсунул яд вместо лекарства (ревность страшная вещь!), а потом "отмазал" его от полиции. поэтому он и стал Репо-меном, он бы и рад уйти да не может (об этом кусок когда он пытается отказаться от убийства Мэг)

смотрела два раза, протащилась как удав по стекловате. на мой вкус офигительное музыкальное и визуальное решение. наверное я тоже где-то в глубине души маньяк)
ta
Aug. 14th, 2009 11:52 am (UTC)
> насколько я поняла Натан не ошибался, это Ротти подсунул яд вместо лекарства (ревность страшная вещь!), а потом "отмазал" его от полиции. поэтому он и стал Репо-меном, он бы и рад уйти да не может (об этом кусок когда он пытается отказаться от убийства Мэг)

А для анализа личности Натана - это не важно. Показано это, чтобы у тех зрителей, которым вдруг стал неприятен психопат (вообще, естественная реакция), возникло к нему сострадание. И они продолжили смотреть кино в кайф.
ta
Aug. 14th, 2009 12:08 pm (UTC)
Кстати, любопытно, что в Суини Тодде тот же прием используется. Причем дважды.
dragon_flying
Aug. 14th, 2009 12:22 pm (UTC)
ты их с профессиональной точки зрения смотришь или для удовольствия? :)
ta
Aug. 14th, 2009 12:34 pm (UTC)
То, что интересно с профессиональной точки зрения, доставляет мне особенно глубокое удовольствие :D
dragon_flying
Aug. 14th, 2009 12:39 pm (UTC)
хе-хе)) понятно..
ты, кстати спровоцировала у меня обострение.. сторрентила себе саундтрек сижу опять тащусь.
ta
Aug. 14th, 2009 12:45 pm (UTC)
О! Этот саунд! Он у меня из наушников вообще не вылезает. Ну а Ждунич так вообще лапа.
ta
Aug. 14th, 2009 12:45 pm (UTC)
Главное, не обижаться на анализ. Тем более, что это анализ произведения, а не конкретного человека. Я даже пальцами не притронулась к тому, кого оно может цеплять. А цеплять оно может очень разных людей, вовсе не обязательно психопатичных.
Вообще, в современной культуре образ психопата крайне популярен. Вон, тот же Доктор Хаус. Как многие дамы его любят. На страшненького Хью Лори пускают слюни пузырями. Или любимый мною Докто Кто, если бы не был инопланетянином, точно был бы психопатом. Современному человеку мало интересны здоровые люди, да ещё не дай бог и без жизненных проблем. А мне, как психологу и бдсмщику и части этой аудитории, кажется особенно важным, чтобы человек, получивший удовольствие и тем более такое удовольствие, которое хочется повторить несколько раз, отдавал себе отчет, чем оно его цепляет. Ну и понял что-то о себе. Потому что зидрат, со стопроцентным привыканием - это сказка. Сальвию и марихуану можно запретить. А всякие формы созависимости, в т.ч. зависимость от мучителя-психопата, никто и никогда не запретит. При том, что вреда они приносят не меньше.
Ну а прием этот... психопаты им пользуются. Для меня было, например, открытием, что на меня он при всем уровне рефлексии действует. А значит, есть ещё просторы для злоупотреблений.
dragon_flying
Aug. 14th, 2009 12:55 pm (UTC)
ну а что анализ, анализ не обидный, он интересный :)
у меня 100 привыкание к музыке Йошики. все к чему он приложил руки автоматически становится обязательным к прослушиванию и просматриванию (включая его трешоватая и странноватая ювелирка)
а вообще Репо и Суидни Тодда (ну точнее Бертона в целом) я люблю за картинки.. хотя это тоже вероятно о многом говорит. :)
0qwerty0
Aug. 14th, 2009 02:02 pm (UTC)
ok, added to download queue :)
thanks
( Уже высказались: 13 — Высказаться )