?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

"Таким образом, можно сказать, что «депривированные» мальчики оказываются соци-ально более адаптированными, а у «депривированных» девочек наблюдается снижение адаптированности; у мальчиков депривация личного жизненного пространства способствует появлению фемининных черт, а у девочек — проявлению маскулинности. Эти выразительные результаты, также вполне объяснимые в контексте психологии пола, необходимо учитывать в процессе воспитания детей". С. К. Нартова-Бочавер. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование, 2002, №1 (35-41).
Таким образом выходит, что современная теденция к унисексу во многом детище европейской городской культуры, где дети очень часто переживают депривацию личного жизненного пространства, которую авторы оценивали в координатах тела, физического пространства, личных вещей, друзей, привычек и вкусов. Но есть непростой способ остановить тенденцию - воспитывать детей в условиях +/- свободного пространства личности в семье и учебном заведении.
promo ta september 3, 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…

Comments

( Уже высказались: 6 — Высказаться )
gerreda
Mar. 17th, 2010 03:59 pm (UTC)
Что-то я туплю(((( Такие с позволения сказать, выразительные результаты, как получены? А как же концепция многоуважаемой госпожи С. Бём, кстати подробно описанную в учебники не менее многоуважаемой С.К. Нартовой-Бочавер??
ta
Mar. 17th, 2010 04:24 pm (UTC)
Увы не в курсе концепции Бём. В чем она заключается?
Про исследование Нартовой-Бочаровой. Она подготовила опросник "Суверенность личного жизненного пространства». Через который прогоняла подростков из школ (полные и неполные семьи) и приютов.
Дальше лучше процитирую.
"Мы предполагали также установить реальную связь между характеристиками жизнен-ного пространства и социально-психологическими особенностями личности. Согласно на-шим предположениям, мироотношение человека (понимаемое нами как система установок на мир, характеризующаяся психологической дистанцией, агрессивностью — доброжела-тельностью, тождественностью) в значительной мере определяется тем, насколько защи-щенной была его собственная «территория» в раннем детстве — каков круг предметов, ве-щей, реального пространства, закрепленного за ребенком в личное владение и охраняемого внутрисемейными правилами. Отсутствие или сужение личного пространства, согласно нашим наблюдениям и предположениям, побуждает ребенка (и взрослого) вести борьбу за его расширение, приводя, с одной стороны, к эффектам «коммунальной психики» и непри-знанию психологической дистанции между собой и другими людьми, а с другой — к агрес-сивно-экспансионистскому поведению.
Выделив при помощи методики «Несуществующее животное» группы «доброжелатель-ных», «индифферентных» и «негативных» подростков, удалось подтвердить наличие связи между суверенностью личного жизненного пространства и доброжелательным отношением к миру (получено значение хи-квадрат, значимое на уровне р<0,01).
В следующей серии исследовалась связь жизненного пространства с чертами личности, определяемыми при помощи опросника Р. Кеттелла.
1 В работе используются материалы, полученные в дипломных исследованиях О. Валединской, С. Котомкиной, Е. Майтвийчук, К. Рыжер, И. Спиридоновой.
4
Психологическая наука и образование 2002, № 1 (35—41)
Были получены следующие результаты: две из десяти девочек имеют низкие баллы, во-семь — высокие. Девять из пятнадцати опрошенных мальчиков получили низкие баллы и шесть — высокие. Таким образом, можно считать, что мальчики обладают более высокой чувствительностью к фактам депривации жизненного пространства (что вполне согласуется с данными дифференциальной психологии о более выраженной территориальности муж-чин по сравнению с женщинами). Кроме того, оказалось, что группы «уверенных» и «депривированных» детей обладают различными личностными особенностями: депривирован-ность у девочек сопровождается усилением возбудимости, беспокойства, чрезмерной реакцией на внешние раздражители, снижением активности и деятельности, общительности, снижением критичности и требовательности к другим, депривированность несколько уси-ливает немотивированное беспокойство, твердость, суровость. Она усугубляет также и со-стояние подавленности. У «депривированных» мальчиков наблюдается снижение эмоцио-нальной стабильности, усиление неуверенности, отмечается снижение твердости и мужест-енности, но состояние подавленности при этом не усиливается.
Таким образом...". Ну дальше ты читала уже.
К сожалению, С.К. не приводит, как именно трактует фемининность и маскулинность. Подозреваю, что по описанным свойства. Фемининность = относит. низкая эмоц. стабильность, неуверенность, снижение твердости (?). Мускулинность=относительно повышенная возмудимость, суровость, твердость (?), общительность, низкая критичность к себе и другим.
gerreda
Mar. 17th, 2010 04:47 pm (UTC)
В общем, буду читать статью целиком. Гештальт не складывается.
Концепция Бём заключается в том, что есть:
1) маскулинные мужчины - типичные такие, кондовые мужики: упертые, неуступчивые, знаешь из типа "танки грязи не боятся" :);
2) фемининные женщины - такая идеальная с точки зрения социального стереотипа женщина: мягкая, эмаптичная, женственная и все далее в таком же духе;
3) фемининные мужчины - мужчины, у которых больше типичных женских черт;
4) маскулинные женщины - тут понятно;
5) андрогинные мужчины и андрогинные женщины - сочетают в себе как мужские, так и женские особенности. При чем андрогинность трактуется как признак высокой жизнестойкости, пластичности и адаптивности.
6) недифференцированные мужчины и недифференцированные женщины. Здесь отсылка на недостаточное развитие либидо в широком смысле слова -> нехватка жизненных сил.

Есть даже опросник, построенный на основании этой теории)) Я его даю на психодиагностике (с этого года) вдогонку к 5-й шкале MMPI.
ta
Mar. 17th, 2010 05:08 pm (UTC)
Как я поняла по статье, то 3 и 4 могут быть результатом ущемления или депривации личного пространства в детстве. У этих ребят описывается ряд других проблем. Так что на жизнестойкость и пластичность не похоже.
gerreda
Mar. 17th, 2010 07:54 pm (UTC)
Да, 3 и 4 точно не андрогины) Все равно статью читать надо)))
amarezza
Mar. 17th, 2010 07:00 pm (UTC)
Занятно.
Я в этом нифига не понимаю, честно говоря, но на поверхностный взгляд мои здешние наблюдения эти выводы подтверждают: с личным пространством тут на 90% территории более чем порядок (дом менее 200 кв. м на участке менее чем 10 соток считается тесным и для семьи с более чем одним ребенком непригодным), а феминность девочек и маскулинность мальчиков просто бросается в глаза на среднеевропейском фоне.
( Уже высказались: 6 — Высказаться )