?

Log in

Назад | Вперед

Учитывая количество заимствований и самобытность японской культуры, за что ни возьмись - все получается запутанным. Ключевыми понятиями книги являются: даосизм, дзэн-буддизм, синтоизм, бусидо, искусство войны, искусство хитрости. И несмотря на то, что со стороны все эти понятия могут показаться очень близким, надежно сплетенными в современной японской культуре, они имеют разные корни, разные проявления и разное влияние на разные сословия. Автор подробно разбирает историю вопроса, пытаясь вынести полезные выводы для взаимодействия с современными японцами. Один из них такой:
В каждом из многих аспектов японской культуры есть внутреннее (ура) и внешнее (омотэ). При любых контактах, как политических, так и коммерческих, одинаково важно учитывать как сущностные, так и внешние моменты.

Фокус внимания автора все-таки попал в область дзэн-буддизма, бусидо и синтоизма, основные постулаты и тезисы которых он аккуратно разводит в 9 главе "Кризис Дзэн?". Особое удовольствие доставляет раздел посвященный конфликту воинской и христианской морали, с наивной критикой христианства Сюдзуки Сёсаном.
Цитируемые мастера дзэн как всегда радуют емкими формулировками. Особенно захватывающими мне показались разделы, касающиеся воспитания, в т.ч. духовного воспитания воина.

... он (Мусаси) говорит о принципах духовного воспитания воина:
1. Думать о правильном и истинном.
2. Осуществлять учение на практике.
3. Изучать различные искусства.
4. Изучать различные ремесла.
5. Улавливать во всем как положительные, так и отрицательные стороны.
6. Постигать искусство точного видения.
7. Различать то, что неочевидно.
8. Быть внимательным даже в мелочах.
9. Не делать ничего бесполезного.

Тот, кто учится, но не применяет свои знания, подобен человеку, не имеющему в кармане ни гроша, который считает богатства других. Тот, кто не практикует,ю подобен стоящему на шумной улице и произносящему красивые речи, в которых, однако, нет никакой внутренней добродетели.
"Сутра цветочной гирлянды"

Обучение - это врата, но не дом. Если видишь ворота, не думай, что это и есть дом. Чтобы попасть в дом, находящийся за воротами, необходимо пройти сквозь них.
Ягю

Шесть психических сил - это ясное видение, ясный слух, соединение с другим сознанием, знание о прошлых жизнях, свободное сознание и знание о конце психической зависимости. Первыми пятью обладают искуссные гипнотизеры и неосвобождающие учения. Однако сила знания о конце психической зависимости недоступна ни искуссным гипнотизерам, ни неосвобождающим учениям; то - просветление, где заканчивают все психические привязанности.
Сюдзуки Сёсан

Другие цитаты

Спасибо charovnitca за бумажную версию.
promo ta november 16, 2015 14:36 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Меня зовут Татьяна. Я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием. Это означает, что я разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить пути решения каких-то сложностей, за деньги. По образованию психолог, психофизиолог, кандидат психологических наук (МГУ),…

Comments

( Уже высказались: 5 — Высказаться )
ta
Feb. 20th, 2011 09:58 am (UTC)
Собственно, факты эти я знаю. В книге автор останавливается на первых контактах с европейцами, но не суть. Дело в том, что Калашников пишет о возмущении: и чего это японских вояк в Перл Харборе показали слишком благородными... Но суть в том, что с точки зрения этики японского воина, как раз в военной хитрости (в т.ч. деморализации противника путем отвлечения внимания на результаты пыток, насилия и прочего), - это и есть благо. Поэтому Клири старательно пытается разводить дзэн и бусидо. Дзэн все ж таки ветвь буддизма, в котором велико значение вовсе непричинения зла живому. Ни в книге, ни надеюсь в моей рецензии нет безоговорочного восторга перед японцами, о котором пишет Калашников. Зато у Клири есть много, чтобы попробовать посмотреть на ту же вторую мировую глазами японцев.
xnrrn
Feb. 20th, 2011 09:12 am (UTC)
Ооо, пункт пять! (так вот что я делаю неправильно).
Нет, т.е. я могу сказать чем плохо чито угодно, но для этого нужно думать. А по дефолту только хорошо, блин.
ta
Feb. 20th, 2011 10:00 am (UTC)
Фиг знает. Я и другие мысли по этому поводу встречала. Буддизма ж разного, что гороха в огороде бабы Зины, - множество и разного. Хотя, конечно, установка видеть много хорошего, скорее современным вайшнавам ближе, нежели буддистам. Последние все ж таки за объективность в большинстве своем.
xnrrn
Feb. 20th, 2011 10:10 am (UTC)
Я не про буддизм, я про вообще. У меня довольно объективное восприятие всего. Но ощущение в основном, или хорошего, или усталости (а после я всех выгоняю и восстанавливаюсь). :->
( Уже высказались: 5 — Высказаться )