?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

Странная штука у меня со стихиями. Некоторое время назад мой мозг взорвался. Вызвано это было сочетанием нью-эйджевской викки с цигуном. И если в первой стихии по солнцевороту от левой нижней части пентаграммы идут в порядке земля, воздух, дух, вода, огонь, то в концепции У-син (5 стихий китайской традиции) - вода, дерево, огонь, земля, металл. И как ни крути, как ни выворачивай наизнанку - не устанавливается в голове соответствие. Будто бы две реальности конкурируют.
И самое подлое в этом то, что чувственно-эмоциональные соответствия у них также разные в двух традициях. В общем, с какой стороны не подойди - кругом сплошная путаница. А там где много путаницы, много тревоги, в смысле воды.
Чуть позже, то ли от постоянной практики Таро, где все-таки 4 стихии материального мира в большинстве случаев прописаны очевидно, то ли от участия в КО, я будто бы проскочила
это противоречие. Но стоило мне обратиться к работе со Стражами, как оно возникало снова и снова. В общем, похоже, что мозгами проскочила, а чувственного опыта, который мне необходим за любым действием, так и не возник. Поэтому, когда мне предложить поучаствовать в круге для исследования стихий, я пришла в восторг и несмотря на кучу отговорок, побежала вприпрыжку. Нарисовала в тетради рядом две пентаграммы, поставила между ними знак вопроса и пошла приключаться.
Если говорить о тех европейских стихиям, что в крови ещё со школьной скамьи (первоэлементы, темпераменты, Гиппократ), то с проработкой у меня все было более, чем странно. Долгое время я жила ближе всего, как мне казалось, к земле. Мне нравилось лежать на земле. Возиться с песком и глиной. Общаться с деревьями. Я собирала коллекцию камней - в смысле, камешков, что выкапывала и находила тут и там. Всем цветам на свете я предпочитала коричневые и зеленые оттенки. В этом мне было комфортно. Во многом земля для меня всегда связана с материнскими фигурами. Мать-земля, отец-небо - это про меня. Но ось небо-земля - все ж таки немного другое, нежели воздух-земля. Хотя... не знаю.
А потом я повстречалась с halina. Я тогда увлеклась сценарными сказками. И главной для меня была Русалочка. Впервые за долгое время я поехала к морю. Мне нравилось во время пробежек собирать росу. Мои первые разделенные с кем-то ритуалы были на берегу реки. И ощущалось это как прилив воды в мою жизнь. И в этом месте я стремилась к контакту с водой. Решилась учиться плавать. И из ванной меня было не достать. Мне казалось, я знаю все о своих чувствах и эмоциях (в этой фразе много сарказма - за три, ой, уже четыре почти года в гештальте я наконец-то стала приближаться к своим чувствам). И в этом мой ресурс. Первой сознательно выбранной мною колодой было Таро Сирен. Я до сих пор очень трепетно к ней отношусь.
Как-то так получилось, что в тех случаях, когда мне была оказана честь участвовать в ритуалах круга года у sane_witch, и когда приходилось обращаться к стихиям, мне доставался воздух. И это меня... озадачило. Если я и знала, что-то о помимо означенных стихий об огне (например, что мне с ним не везет - терпеть не могу представителей огненных знаков, у меня вечно все взрывается и сгорает - хотя работа со свечами как-то примирила меня с огнем). А вот с воздухом было просто пусто. Наверное, это как с дыханием. Пока все хорошо, даже и не замечаешь, что дышишь. Потому что в воздухе было легко. Брат-ветер. Где-то он есть.
Записав эту историю в тетрадь, я вдруг почувствовала, что что-то оно мне напоминает... уж не по вызывающей ли пентаграмме духа я потихоньку плетусь. Пассивной.
А про воду... самым интересным для меня было выявление значения группы. Под этим знаком прошла вся неделя. Будто бы капли в море одновременно и одинаковы, и уникальны. И в этом основная ей ценность.
Интересным вышел поиск моей формы воды. Когда после долгой медитации на берегу реки, я вдруг увидела туман, спускающийся ко мне с далекого холма. Потом я долго шла к дому через этот туман. И заметила на берегу у высоких тополей костер. Будто бы все собралось вместе: вода, огонь, земля, воздух. Будто бы кусочек паззла встал на место.
Завершением, кажется, не прекращавшейся со среды медитации воды, было посещение парфюмерной выставки и омовение алтаря и алтарных фигур на рассвете.
Ключевые слова, ассоциации: дифракция, колебания, упругие границы, отражение, холод, мобильность, изменчивость, ограниченная бесконечность, изначальность, зыбкая опора, объятия, прозрачность, единство, конфлюенция, поток.
promo ta september 3, 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…

Comments

( Уже высказались: 25 — Высказаться )
exalex
Jun. 8th, 2011 10:33 am (UTC)
А разве не будет логичным связать дух и метал? Метал, он ведь сам по себе связан с землей и отличается не больше чем камни, а под влиянием человека (духа) обретает форму, смысл, приносит пользу и всячески нас радует.

Для общего развития хорошая научная статья о китайской алхимии: http://www.magicjournal.ru/2011/04/blog-post_08.html Автор (Кобзев) у нас китайскую философию ведет :)
ta
Jun. 8th, 2011 11:06 am (UTC)
Обычно все-таки проводят параллель металл-воздух. Ну не дерево ж. Хотя мне кажется искать прямые соответствия - занятие, заранее обреченное на провал.
ta
Jun. 8th, 2011 03:19 pm (UTC)
и вот, собственно, хорошее объяснение, почему
http://tadrala.livejournal.com/1830261.html?thread=9799029#t9799029
jade_wayfarer
Jun. 8th, 2011 11:15 am (UTC)
Из моего личного опыта ни одна попытка наложить западную и китайскую систему стихий друг на друга не была успешной. Имхо, тут вопрос в определении - в западной системе стихия - это элемент, то есть конкретное вещество или хотя бы его состояние. В У-Син стихии всё-таки невозможно рассматривать в статике, они динамичны, и отражают стадии процесса (очень красивая и при этом работающая система, кстати).

Поэтому некоторые аналогии возможны, но западные Огонь, Вода и Земля никогда не соответствовали и не смогут соответствовать китайским Огню, Воде и Земле. Если их сводить воедино, то получается не пентаграмма и даже не десятиконечная звезда, а какая-то объёмная фигура, типа додэкаэдра.

С другой стороны, это только мой опыт, насколько я помню, есть несколько систем, которые всерьёз пытаются свести всё это в одну плоскую модель. В общем, кому что нравится и у кого что работает )
ta
Jun. 8th, 2011 03:21 pm (UTC)
Согласна. ИМХО, конечно, понимание элементов как аспектов или стихий в нью йэйдж делает их ближе к У-син, но не настолько близко, чтобы устанавливать соответствия.

Про названия стихий очень согласна. Например, когда я работаю по кругу усин на здоровье с Таро, жезлы соответствуют дереву, а не огню. А по земле идут СА.
jade_wayfarer
Jun. 8th, 2011 03:50 pm (UTC)
Я вообще довольно нетрадиционно использую У-Син при работе с Таро - в МА от туза до 10 идут стихии У-Син, по 2 Аркана на стихию. Туз - переход от Воды к Дереву, 2 - Дерево, 3 - переход от Дерева к Огню и т.д. Очень нетрадиционно, но у меня вполне работает )

В СА пока таких зависимостей особо не искал, там мне хватает их собственной символики )
ta
Jun. 8th, 2011 04:23 pm (UTC)
Натрадиционно. Но по RWS выглядит логично. Надо попробовать-посмотреть. Спасибо за обсуждение. Для меня много ценного в нем!
jade_wayfarer
Jun. 8th, 2011 05:36 pm (UTC)
Вот тут я уже пытался более развёрнуто описать свои мысли, и хотя сейчас наверное написал бы по-другому, в сути трактовки остались такими же.

Про западные элементы я ещё скоро буду писать отдельно применительно к алхимии и к мастям Таро, можно будет при желании обсудить более развёрнуто.

Кстати, очень рад, что есть ещё желающие пробовать чувствовать и познавать стихии через личные переживания, а не по каким-то устоявшимся системам и методикам. Я сам неоднократно поднимал эту тему, но как-то никто из знакомых особо не "зацепился" )
ta
Jun. 8th, 2011 03:24 pm (UTC)
пока я предчувствую для себя след. связь http://tadrala.livejournal.com/1830261.html?thread=9801333#t9801333
в плоской проекции на мою жизнь :Р
jade_wayfarer
Jun. 8th, 2011 04:02 pm (UTC)
Ну собственно да, можно и с этой стороны, а можно и наоборот - прорабатывая каждое движение представлять его действующим в соответствующем элементе. Короче говоря, главное уловить основные ощущения от каждого сочетания - очень интересно потом их прикладывать к другим областям жизни. Социология, история, даже экономика в их свете становятся на мой вкус куда более интересными )
volha_vixen
Jun. 8th, 2011 11:28 am (UTC)
у меня стихии прорабатываются со временем аналогично: сперва воздух, потом вода, потом сочетание воды и воздуха, затем огонь, огонь + воздух, и наконец земля, которая раньше воспринималась слишком "тяжелой".

в итоге образуется единое целое.
ta
Jun. 8th, 2011 03:19 pm (UTC)
а в чем ты видишь аналогию?
volha_vixen
Jun. 8th, 2011 07:00 pm (UTC)
имелось ввиду, что проработка шла по четырем стихиям. идея о пяти стихиях известна, но мной как-то не совсем воспринимается, глубоко в китайской философии не копалась..
0qwerty0
Jun. 8th, 2011 11:33 am (UTC)
http://users.livejournal.com/_helg_/16720.html
по-моему как-то так. западные - элементы, восточные - фазы. даже не однофамильцы.
ta
Jun. 8th, 2011 03:16 pm (UTC)
спасибо! потрясающе интересная статья. про крест не знала. знала только про цикл созидания и разрушения
0qwerty0
Jun. 8th, 2011 03:41 pm (UTC)
Олег - мои учитель Вин-Чуна и Ци-Гуна. он пишет редко, но интересно :)
ta
Jun. 8th, 2011 04:25 pm (UTC)
И похоже, метко. Меня куда-то двинуло. Ещё раз спасибо
exalex
Jun. 8th, 2011 06:26 pm (UTC)
Еще немного истории У-син:
У син — 五行 пять элементов (пять стихий, правильнее — пять действий, пять фаз или пять рядов). Одна из основополагающих категорий кит. философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно к-рой все осн. параметры мироздания — пространственно-временные и двигательно-эволюционные — имеют пятичленную структуру. Этимологич. значение иероглифа син — «перекресток дорог» — определяет его семантику — «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба». У син в т.н. космогонич. порядке суть «вода», «огонь», «металл», «дерево», «почва». Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и гл. члены, пяти рядов-классов, на к-рые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, к-рые связаны с «огнем», «водой» и т.п. не субстанциально, как «первоэлементы-стихии» древнегреческой философии, а функционально. В генетич. смысле у син также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа — изначального «хаоса» (хунь дунь), «Беспредельного» (у цзи) или «Великого предела» (тай цзи) и космоса, дуализированного силами инь-ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как то: «пять сторон света», «пять времен года», «пять чисел», «пять благодатей (дэ)», «пять пневм», «пять цветов», «пять вкусов» и т.д., у син образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков у син, связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков — «взаимопорождение» (дерево–огонь–почва–металл–вода–дерево…) и «взаимопреодоление» (почва–дерево–металл–огонь–вода–почва и т.д.) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрич. плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы. Истоки учения об у син восходят к древнейшим (кон. II тыс. до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан — «пять сторон», у фэн — «пять ветров-направлений») или более поздним (1-я пол. I тыс. до н.э.) классификаци-ям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу — «шесть складов», у цай — «пять материалов»). В «Гуань-цзы» (V–III вв. ) говорится, что у син были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об у син, — гл. «Хун фань» из «Шу цзина». Развитую форму учение об у син обрело в IV–II вв., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжун-шу. В дальнейшем оно стало одной из основ универсальной методологии «учения о символах и числах» (сяншучжи-сюэ) и неотъемлемой частью практически всех филос. и науч. построений, в наст. время продолжая играть ведущую роль в теории кит. медицины, психопрактики, боевых искусств, геомантии .
exalex
Jun. 8th, 2011 07:02 pm (UTC)
Как хорошо что у нас наука и нет нужды верить в мистику :)
>Энергии Металл, по представлениям китайской медицины соответствуют Лёгкие и >толстый кишечник. На первый взгляд вроде бы эти 2 органа не связаны. Но любой >курильщик знает, что при курении начинаются не только проблемы с лёгкими, но и с >запорами.
Но не при курении вообще, а при курении табака. Значит дело не в связи легких и кишечника, а в табаке.
>Вообще энергия «Вода» - наиболее древняя. Ведь по данным современной науки именно >в древнем океане родилась жизнь.
Жизнь то в воде зародилась, но до воды была земля.
>Энергии «земля» по представлениям китайской медицины соответствует желудок и >селезёнка. Именно эти 2 органа выполняют базовые с точки зрения жизнеобеспечения >функции.
WUT?
ta
Jun. 9th, 2011 06:05 am (UTC)
Дело не в табаке, а в рецепторах, на которые действует никотин. Они для легких и кишечника, правда, одинаковые. Но и для ряда других органов тоже. Поскольку н вклинивается в центральную передачу в ВГ. Но тут есть ещё такая штука, как рефлекторный механизм. Если приходилось когда-нибудь надышаться дымом у костра, то последствия для кишечника прежде всего - сперва послабление, а потом наоборот.

Учитывая то, что концепция рассматривает типы движения в живом мире, лишь используя метафоры неживого, то логично, что вода первая. Землю позже осваивали.

Про желудок и селезенку ничего не скажу.
exalex
Jun. 9th, 2011 06:34 am (UTC)
Не имея специального образования ничего сказать не могу, но разве никотин не всасывается еще на пути к желудку? У сигарет же боевая часть - смолы, никотин так, зависимость вызывает.

Меня удивил именно фрагмент "базовые с точки зрения жизнеобеспечения функции". А перегонка крови сердцем - не базовая? А мозг? Дыхание?
ta
Jun. 9th, 2011 11:28 am (UTC)
В смысле на пути к желудку? Мы ж не жуем его. Он разносится кровью. Попадает к вегетативным ганглиям, которые управляют легкими, кишечником, сердцем и гладкой мускулатурой. Ещё железами внутренней секреции.

Это из древних представлений о том, что ключевыми органами являются органы обмена с миром. В этом смысле легкие и ЖКТ помогают усваивать ци мира. Это для представления о потоках энергии ключевое. То есть болезни могут двух типов: нарушение функций поступления извне и нарушение функций внутри (как поступившее распределяется).
xnrrn
Jun. 8th, 2011 11:46 am (UTC)
Я могу только дать подсказку из китайской астрологии. В западной как? Все просто, светила планеты, тралала. Стихии соответствуют разным местам в зодиаке, и темпераменты (а это ключевое место в олдовой, классической астрологии. Все начинается с определения темперамента. Тепло-холодно плюс сухо-влажно).
В китайской - светила это принципы инь и ян, а планеты представляют принципы пяти элементов. Если копать в ту сторону, то соответствие может найтись.

Edited at 2011-06-08 11:48 am (UTC)
ta
Jun. 8th, 2011 03:23 pm (UTC)
ИМХО, у кверта идея проще. Зато соответствует моих ощущениям. Может и через твою аналогию можно выйти. Но пока я склоняюсь к тому, что 5 движений усин могут реализовываться в каждой из европейских стихий. Когда пройду круг до конца, отдельно поработаю с этим. И если противоречий не будет, попробую описать.
llawenydd
Jun. 8th, 2011 07:53 pm (UTC)
о как интересно. у меня совсем наоборот, цигун с европейскими в голове не спорят, разные системы и все.
а вот с освоением стихий интересно, мне родным и понятным с детства был воздух, сразу за ним почти такой же родной - огонь. вечно от костра меня не оттащить.
а вот землю и тем более воду не понимала до последнего года. сначала прошлой весной пришла земля и год маячила везде. этой весной - вода, наконец то вода. самая непонятная до сих пор для меня стихия.
( Уже высказались: 25 — Высказаться )