?

Log in

Назад | Вперед

Учебная тревога

Основатель PayPal и один из самых дальновидных инвесторов современности Питер Тиль советует работодателям нанимать больше людей без высшего образования, а выпускникам школ — десять раз подумать, прежде чем поступать в университет. Читать дальше
 
"Парадоксально, но образование сегодня стало способом избежать
размышлений о собственном будущем: вместо того чтобы действительно
думать и принимать решения, ты просто идешь в вуз и откладываешь эти
мысли на потом".
promo ta november 16, 2015 14:36 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Меня зовут Татьяна. Я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием. Это означает, что я разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить пути решения каких-то сложностей, за деньги. По образованию психолог, психофизиолог, кандидат психологических наук (МГУ),…

Comments

( Уже высказались: 31 — Высказаться )
vanilla_crime
Nov. 23rd, 2011 09:35 am (UTC)
Какая "узкая" статья
ta
Nov. 23rd, 2011 10:26 am (UTC)
Характеристика автора в заголовке статьи подозрительно ёмко раскрывает её содержание. Это взгляд инвестора. Узкий. Он, ИМХО, на большее и не претендует.

Другое дело, что преподавая в ВУЗе снова и снова людям, которые ходят в ВУЗ, чтобы потусить, я постоянно себе и им задаю вопрос: а чего вы пришли то? и ещё: за что вы деньги-то платите? Все отвечают: получить знания, стать профессионалом. Но они во-первых, кроме прихода в ВУЗ для этого мало что делают (большинство не читают, не занимаются дома, систематически не готовятся к семинарам). Во-вторых, не активны в других направлениях, для получения знаний (мало кого интересуют дополнительные практические курсы, хотя информация про них не просто доступна, её преподаватели доносят до студентов). Не думаю, что они тотально неспособны. Думаю, все-таки лукавят о своей мотивации.
С мальчиками ясно: откосить от армии. С девочками - для меня долгое время было загадкой. А вот эта цитата - очень хорошо характеризует, что происходит.
ta
Nov. 23rd, 2011 10:31 am (UTC)
Да, если бы я давала рекомендацию работодателям, я бы рекомендовала просто не обращать внимание на образование, а на ключевые навыки и компетенции. Впрочем, сейчас и без моих прозорливых советов работодатели к этому приходят. И, ИМХО, это правильно
xtfnut
Nov. 23rd, 2011 09:43 am (UTC)
это не сегодня началось
будучи 15-летним отроком n-цать лет назад я понятия не имел, чем хочу заниматься после окончания школы и вообще по жизни
вуз выбрал из соображений лени - результаты выпускных в школе засчитывались как вступительные в вуз

сейчас могу уже оценить, что знания в вузе получил не айс. но является ли впихивание знаний основной задачей школы/вуза? по-моему, задачи максимум у них совсем другие. в этом ракурсе я доволен как своей школой, так и вузом
ta
Nov. 23rd, 2011 10:20 am (UTC)
Какие задачи, как тебе кажется, у школы и ВУЗа?
xtfnut
Nov. 23rd, 2011 10:48 am (UTC)
у школы - начальная социализация в кругу сверстников (в отличие от детсада - шире возрастной диапазон), закладываются навыки тим-ворка

у вуза - структуризация опыта, накопленного ранее в школе, введение понятия "дедлайн", прокачка навыка "договариваться", более высокий уровень самостоятельности, чем в школе, тренировка принятия самостоятельных решений и готовности к ответственности за последствия таких решений

как-то так
xnrrn
Nov. 23rd, 2011 09:54 am (UTC)
Не имею полного высшего образования. Мне это никогда не мешало особо. :-) С другой стороны я никогда не собирался заработать всех денег в мире итп.
Полученное образование считаю полезным, хотя некоторой лабуды было довольно немалое количество.
ta
Nov. 23rd, 2011 11:05 am (UTC)
А чего для тебя было полезным?
xnrrn
Nov. 23rd, 2011 11:18 am (UTC)
Просто понимание того факта, что если что-то интересно, и есть более-менее вменяемое изложение этого, я могу вполне не напрягаясь иметь отл (в смысле это просто).
Куча всякого интересного.
Я кстати пытался как-то дополучить высшее образование, но что-то как-то не срослось пока. :-)

Вполне возможно, что действительно займусь получением высшего образования как "видом отдыха".
0qwerty0
Nov. 23rd, 2011 09:56 am (UTC)
a ya vot pozhaluj soglashus' s avtorom.
mnogie v univer ne idut za znaniyami, a begut ot problem - ot bezraboticy, ot armii, ot neobhodimosti prinimat' resheniya. nichego horoshego o cheloveke eto ne govorit.
ta
Nov. 23rd, 2011 10:28 am (UTC)
У меня сейчас на заочке есть интересная категория студентов. Для них образование, часто второе - это такой вид досуга.
0qwerty0
Nov. 23rd, 2011 10:31 am (UTC)
:) u menya tozhe inogda takie byvaut. oni prekrasny.
xtfnut
Nov. 23rd, 2011 11:06 am (UTC)
я вот вспоминаю всякие прибаутки про "от сессии до сессии" - ведь всё правда

исправно посещаешь лекции, конспектируешь, выходишь из аудитории - всё улетучивается моментально до конца семестра
если бы была возможность заслать бота, чтоб конспектировал - сколько бы времени освободилось! готовый конспект прочел перед экзаменом, прояснил спорные вопросы на консультации - и вперед

собственно курса со второго-третьего, когда все работать пошли, так оно и было - договаривались кто идет, потом делились конспектами.

возможно твоим заочникам податься некуда? с целью более рационального (выгодного, приятного) проведения времени

ta
Nov. 23rd, 2011 11:25 am (UTC)
Не знаю, Дим. У меня даже с работой на старших курсах из головы улетучивалось только непрофильное. Причем странно улетучилось, потому что потом легко прилетучиловалось обратно по надобности и до сих пор так делает. А с третьего курса сессии перестали быть чем-то сверхординарным. Если все наработано в процессе семестра, то к сессии можно не готовиться. А часто и сдать все заранее.
Но у меня ситуация немного другая. Во-первых, режим семестр филонить, а в сессию поднапрячься с моей нервной системой не прокатил. То есть поболев два года после сессий, я решила, что так жить нельзя. Во-вторых, я же знала куда и зачем иду. Я шла получить ответы на свои вопросы. В рамках профильных курсов. На что-то получала ответ. На что-то нет - тогда копала глубже. Ближе к середине аспирантуры приоритеты поменялись. Вот тогда все стало по-другому.
Да, я никогда не искала социализации ни в школе, ни в ВУЗе - для меня это были задачи фритайма, сначала двора, потом кружка по интересам - в школе единомышленников не было, поэтому приходилось искать выходы за её пределы. С интернетом стало проще.
Школа, действительно, дала мне знания и навыки, кот. я до сих пор пользуюсь. Ну перли меня уравнения и попытки понять мотивацию литературных персонажей или причины тех или иных исторических событий. В книжках интересно написано, но мне хотелось уметь приходить к своим выводам. Причем оно как-то достаточно рано, класса с седьмого началось.
Ну и где-то таким же подходом отличаются эти заочники. А что, психология - это интересно. Не случайно про неё в любом глянце пишут. Почему бы не провести время так. Мне вот больше нравилось ходить в лекторий пушкинского музея в свое время, потому что люблю эстетику готической архитектуры и хотелось в ней разбираться лучше. Но мне психологии на работе хватает.
Развлечение - это ж не только пивасик, телик или компутерная игрушка, и даже не только путешествие, книга или спорт. Есть разные способы получать удовольствие :) Почему тебе заведомо кажется, что образование не может приносить удовольствие? Или не может оказаться для кого-то самым удовольственным способом проведения времени? На счет выгодного и рационального не знаю. От новых знаний и навыков в любом случае нейроны нарастают, а выгоду - покажет время.
xtfnut
Nov. 23rd, 2011 03:01 pm (UTC)
у меня ситуация немного другая
у тебя многим ситуация другая:
в моей области основы закладывались в начале-середине 20 века (то есть не шибко богатое наследие). эти основы достаточно компактны - там особо нечего рассусоливать, интро можно быстро освоить
применение гораздо интересней, но в эру дот-кома (совпавшую со временем моего обучения) практический материал устаревал быстрее, чем нам его успевали преподавать, равно как и техническое оснащение вуза.

Во-вторых, я же знала куда и зачем иду
это ценно. повторюсь - у меня выбор был сделан из лени. надо было че-то делать дальше после школы, идей не было, армейский вопрос опять же не на 100% был решен на тот момент


я никогда не искала социализации ни в школе, ни в ВУЗе
Школа, действительно, дала мне знания и навыки, кот. я до сих пор пользуюсь
не понимаю, зачем для этого школа. то есть в наши с тобой времена особого выбора не было - но сейчас на школьников-экстернатчиков уже никто косо не смотрит. учатся не хуже тех, кто штаны 6 дней в неделю просиживает в казенном доме, а бывает что и лучше.


Развлечение - это ж не только пивасик, телик или компутерная игрушка, и даже не только путешествие, книга или спорт. Есть разные способы получать удовольствие :)
Вышеперечисленное - это скорее сегодняшние мои развлечения. Во время учебы было и времени вагон, и фантазия была, и хотелось и моглось. когда я говорил про более рациональное (выгодное, приятное) проведение времени - я пошире подразумевал нежели телек и пивас. например, некое хобби (приятное) либо свое дело (выгодное, а иногда выгодное и приятное одновременно)

Почему тебе заведомо кажется, что образование не может приносить удовольствие?
я разве об этом где-то писал? я сам с радостью в любой момент поучусь неважно чему с отрывом от производства - лишь бы денежка капала и не работать )
ta
Nov. 23rd, 2011 07:50 pm (UTC)
На счет хуже лучше экстернатиков не скажу. Пока студенты после экстерната у меня слабее, чем после школы. Но, возможно, это временная и гуманитарная тенденция.
А вообще дети до 8-10 лет учатся лучше в контакте со взрослым, чем по книжкам. Тут скорее вопрос тогда уж надомного образования, репетиторов всяких.

> я разве об этом где-то писал?
Ну просто для меня "податься некуда?" звучит как безысходность. И не в этом выбора и осознания, что я хочу именно этого.
Да, мои заочники работают, учатся без отрыва от производства.
xtfnut
Nov. 23rd, 2011 08:38 pm (UTC)
Пока студенты после экстерната у меня слабее, чем после школы.
рискну предположить, что студентов после экстерната у тебя существенно меньше, чем после школы
есть ли повод делать заключение о слабости подготовки на малой выборке?

возможно, это временная и гуманитарная тенденция.
так пусть же она сохранится, чтоб не вымерло окончательно школьное образование. эт я с благородным порывом, ислючительно об учителях пекусь ;)
ta
Nov. 24th, 2011 04:35 am (UTC)
"рискну предположить, что студентов после экстерната у тебя существенно меньше, чем после школы
есть ли повод делать заключение о слабости подготовки на малой выборке?"
Поэтому я и пишу "пока". их по генеральной совокупности тоже меньше. другое дело, если они уступают по уровню не самым сильным ученикам обычных школ, а балл имеют тот же, надо как-то корректировать систему - и проверки, и обучения уже сейчас. Конечно, когда школы окончательно развалятся, они могут сравняться по уровню - школа станет ещё хуже. Но зачем ждать этого момента?

Edited at 2011-11-24 04:38 am (UTC)
rem-ir-estraven.blogspot.com
Nov. 23rd, 2011 10:19 am (UTC)
не знаю, не знаю... Я первый раз всерьез выбрал профессию в 9м классе, но не подошел по здоровью. Поэтому в 10м классе выбрал другую и после школы поступил в ВУЗ. Потом, правда, передумал - но ВУЗ таки выбирал сознательно. А вот ту специальность, по которой в итоге получил высшее образование, выбирал случайным образом - родители сказали, что я должен куда-то поступить, а там вступительные экзамены были в августе. Ту специальность, по которой у меня образования нет, но которой я зарабатываю деньги, тоже выбрал и освоил случайным образом - появились друзья, которые этим занимались, и пошло-поехало...
ta
Nov. 23rd, 2011 10:29 am (UTC)
А насколько тебе мешает отсутствие профильного образования при работе? Влияет ли как-то на заработок?
rem-ir-estraven.blogspot.com
Nov. 23rd, 2011 10:59 am (UTC)
никак не мешает. Но я пару раз наталкивался на ситуацию, когда тот факт, что у меня гуманитарное образование, снижал мои шансы при устройстве на работу. Т.е. в моей области зачастую среднее образование лучше, чем высшее, но гуманитарное (хотя лучше всего, разумеется, высшее техническое, желательно профильное).
mourningtea
Nov. 23rd, 2011 10:39 am (UTC)
Как раз думала над этой ситуацией. В Чехии и в Германии, к примеру, людей с высшим образованием намного-намного меньше чем унас, но и ценятся они намного выше. Российское образование там не котируется еще и потому, что практически все в России являются поголовными обладателями корочек о получении высшего. А мозгов для этого им не хватает.

Я, честно говоря, не знаю что и думать в такой ситуации. С одной стороны решение брать на работу недоучек - это верный способ сэкономить для фирмы (специалист с профильным высшим стоит дороже), но с другой стороны таким образом они поддержат тех, кто идет на высшее образование от безвыходности.

Я вот пошла получать высшее только потому что меня элементарно зачморили. Без высшего нельзя, без высшего нельзя. И вот я уже на третий курс перехожу. Мне нравится образование, но никакой особой практической пользы я в нем не вижу.
ta
Nov. 23rd, 2011 11:04 am (UTC)
Да, ещё, кажется, проблема отечественного образования, в том, что у нас есть образование - это обязательное высшее. При том, что образование может быть профильным, но не высшим, никто уже не помнит :(
Не знаю, как это в других странах. Ведь есть среднее специальное и есть бак.

Edited at 2011-11-23 11:05 am (UTC)
mourningtea
Nov. 23rd, 2011 02:41 pm (UTC)
Вот, кстати, насчет среднего специального верно подмечено. Оно есть. Только в России считается, что среднее специальное/ПТУ - это для дебилов. И потому в стране очень много экономистов и очень мало качественных швей, к примеру. Все работники в этой сфере обязательно дизайнеры с высшим, которые не всегда умеют действительно качественно вдеть нитку в иголку.

Я с этим сталкивалась и меня это очень расстраивает. Мы как раз занимаемся пошивом ювелирной точности и найти женщину младше 35, способною сделать такую вещь практически невозможно. Либо ее нужно учить. Зато она окончила Институт дизайна.

В других странах, по крайней мере в Германии и в Чехии, дети идут в основном в колледжи, те же самые средне специальные образовательные учреждения. Хотя сейчас чешские выпускники очень активно начали получать образования в высших учебных заведениях, в основном в области медицины и IT.
april_story
Nov. 23rd, 2011 01:38 pm (UTC)
1) Про бегство от ответственности и продление детства - факт, и, кажется, не Питер Тиль это первым заметил. И среди моих знакомых есть люди, которые идут в аспирантуру или на второе высшее, чтобы не работать, но в то же время иметь занятие, пристойно выглядещее со стороны.

2) Образование для приятного досуга, когда деньги и статус уже есть, это про другое, и очень мне лично нравится.

3) Мне кажется, что автор явно обесценивает свой опыт. Он сам закончил Стэнфорд, а значит получил неплохой круг общения, как минимум, а как максимум - набор знаний и умение с ними работать. А когда они у тебя уже есть, действительно, кажется - я такой молодец, образование мне не было нужно и вообще никому не нужно.

4) А про девочек: Иванников несколько раз говорил о том, что девочки могут идти в вуз, чтобы найти себе мужей. Правда, как так нужно исхитриться, чтобы найти мужа на психфаке, я так и не поняла)))
0qwerty0
Nov. 23rd, 2011 02:01 pm (UTC)
4) у нас это называлось "мужиковеденье" -"marryology"
april_story
Nov. 23rd, 2011 02:49 pm (UTC)
4) Ахха, отличный термин)))
mourningtea
Nov. 23rd, 2011 02:43 pm (UTC)
Про четвертый пункт просто +1. Это не только у нас, мне корейцы постоянно рассказывают про экономисток и юристок, осаждающих университеты и частные школы с горящими глазами.

А психфак с филфаком, на мой взгляд, это современный аналог института благородных девиц. По крайней мере с точки зрения большинства поступающих.
april_story
Nov. 23rd, 2011 03:11 pm (UTC)
С подобными целями логичней бы было поступать на мехмат или в автотранспортный техникум (в зависимости от уровня притязаний). Или я чего-то не понимаю?!))

оффтоп: Отличный юзерпик!
mourningtea
Nov. 23rd, 2011 04:01 pm (UTC)
Нет-нет-нет, настоящие мужья - это не математики-механик и даже не айтишники, а экономисты и юристы. На крайний случай любой работник Самсунг подойдет. )))

оффтоп: мне тоже очень нравится, спасибо!
ta
Nov. 24th, 2011 04:39 am (UTC)
Про обесценивание опыта автором - согласна. У него, насколько я знаю, ещё и не одно высшее :Р
( Уже высказались: 31 — Высказаться )