?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

C2EdbKsi7cw С 1 по 5 апреля в Москве прошел семинар Джона Ардена об основных принципах Brain Based Therapy, а также о работе с психологической травмой, ПТСР, депрессией, пограничным личностным расстройством, ОКР. Пять дней Джон рассказывал о том, как меняют психотерапию знания о работе мозга в норме и при различных патологиях. Одна из важных идей его подхода состоит в том, что знание о работе мозга, – важный инструмент в работе психотерапевта. И для того, чтобы научить клиента как подготовить мозг к изменениям, обеспечив его сном, питанием и впечатлениями. И чтобы самому управлять процессом в рамках оптимального уровня активации для клиента. И если Перлз поддерживал в клиентах определенный уровень рабочей тревоги и дискомфорта интуитивно, Джон может сказать, что для установления новых связей в мозге, необходим определенный уровень дофамина.
Вообще, Джон Арден говорит о знакомых вещах: поддержке, фрустрации, поиске ресурса, – в терминах нейронауки. И там, где иной психолог думает: “Ага! Этот человек много тревожится, всего боится, избегает новизны, надо его поддержать в безопасных пробах нового. Помочь удерживаться в преконтакте и лучше ориентироваться и стимулировать маленькие шаги здесь и сейчас в контакте со мной и в жизни с обозримыми целями”. Джон Думает: “Ага! С большой вероятностью у него преобладает активность префронтальной коры в правом полушарии, надо подключить левую. А значит надо помочь человеку в целом разглядеть мелочи, дробить большие цели на маленькие и поддержать дифференциацию деталей в восприятии”. При том, что делать они будут с некоторой вероятностью одни и те же вещи.
В этом смысле терапия, основанная на работе мозга, добавляет к доказательной психотерапии дополнительное измерение. Интервенции должны быть не только выверены с точки зрения доказанной эффективности, но и объяснимы с точки зрения того, что они меняют в мозге. Эта линия мысли меня сильно вдохновляет. Особенно, когда озвучена ярким и последовательным оратором. Исследования мозга последней пары десятилетий – постоянный поставщик оптимизма. В отличие, например, от сугубо психиатрических исследований. Когда психиатры говорят: “С кем-то из пациентов лучше работают таблетки, с кем-то терапия, при том, что симптоматика в целом похожая, нужен индивидуальный подход”, – ученые разглядывают, куда действуют таблетки, строят гипотезу и проверяют ее.
С другой стороны, считать предположение Джона Ардена об активности коры полноценной терапевтической гипотезой я могу лишь в том случае, если ее можно проверить в том же языке. То есть отправить клиента в томограф и посмотреть, правда ли именно это с ним происходит. И на том же основании оценивать продвижение в работе – выравнивается ли активность полушарий клиента после моих интервенций. Поэтому, то, что делает Джон, для меня ценно, но локализуется в области метапсихологии: общей методологии терапевтических подходов, под крылом которой могут объединиться все школы, взяв для себя наиболее подходящее и эффективное в практике конкретных профессионалов.
Также в терапии, основанной на мозге, центральной является идея о том, что мишенью любой терапиии отношениями является так называемый “социальный мозг”. Когда мы говорим о том, что терапевтические отношения служат моделью отношений клиента с другими людьми и пространством для эксперементирования, в котором могут возникнуть новые способы поведения, важно помнить: для закрепления этих новых способов и построения новых моделей нужно, чтобы человек их упражнял в группе. Когда это происходит, активируется та часть центральной нервной системы, которая является одновременно самой жадной и самой чувствительной к количеству и качеству общения с другими людьми. Это все структуры, которые так или иначе упоминаются в современных исследованиях social neurosciene: орбитофронтальная кора, миндалина, островок, цингулярная кора, зеркальные нейроны, нейроны распознавания лиц и нейроны распознавания выражения лиц. Активное функционирование этих структур позволяет человеку формировать здоровые привязанности, управлять своими эмоциями, заботиться о комфорте и безопасности, лучше усваивать новую информацию и в целом поддерживают физическое и психическое здоровье, поставляя организму дофамин и окситоцин в достаточных количествах, чтобы справиться с практически любым уровнем стресса, не формируя психической травмы с ее негативными последствиями. Но для полноценной активации социального мозга не достаточно контакта один на один с психотерапевтом 50 минут раз в неделю. 1,5-2 часа тоже не достаточно. И даже два раза в неделю. По хорошему, для этого нужно либо поддерживающее окружение клиента, если таковое имеется. Либо психологическая группа. Или и то, и другое. По сути, жизнь в сообществе становится необходимым ресурсом, таким же как сон, еда, упражнения тела и любопытства.
Мне очень понравилась идея Джона Ардена применения знаний о мозге для образования клиентов. В некотором смысле она перекликается с представлением Л.С. Выготского о том, как слово и знание, позволяют человеку трансформировать натуральные психические функции (например, непроизвольную врожденную память) в высшие (специально организованную систему запоминания, когда нужно что-то запомнить). Но с поправкой на современную физиологию и когнитивные науки с представлением об “embodied mind”, я бы говорила о том, что и для психологической, и психотерапевтической практики, и для возможности принять ее, важно как можно более реалистичное представление о жизни тела. Я бы говорила о необходимости построения единой методологии body based therapy. Потому что человек – и не психика, и не термостат, и не мешок с костям и требухой, и не мозг. Человек – это человек и чуть-чуть окружающего мира, который он почему-то считает своим. Интересно, что Джон говорит о теле, все время вываливаясь за пределы мозга: то поливагальную систему упомянет, то гормоны надпочечников, но упрямо тянет мантию на мозг :) Похоже, что он попросту влюблен в мозг с его загадочными полушариями и очарован его возможностями.

Картинка с человеком-деревом позаимствована на tumblr у jovem libertario.

P.S. Открыла для себя новое место – клуб “На 9 этаже“. Место для людей.
Рада была встретить Иру Монахову и поговорить о былых временах на кафедре и о новых надеждах и амбициях.
Лишний раз убеждаюсь в необходимости практиковать разговорный английский и именно в профессиональной среде. А то становлюсь собакой, не той, что у Павлова, а той, что все понимает, а сказать не может.
Унесла много знаний, а еще удовольствия от общения с профессионалами. Очень рада была вновь увидеться с Марией Егоровой и быть рядом со всеми участниками семинара.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Пожалуйста, комментируйте здесь или по ссылке в La Psychologie Verte.

promo ta september 3, 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…

Comments

( Уже высказались: 7 — Высказаться )
napoli
Apr. 6th, 2015 07:01 pm (UTC)
>>Потому что человек – и не психика, и не термостат, и не мешок с костям и требухой, и не мозг. Человек – это человек и чуть-чуть окружающего мира, который он почему-то считает своим.

А как же проекции? Или это то, что "человек считает своим"? Та "внекорпоральная" личность человека, которую он принимает за свою внутреннюю личность. (сорри, если термины ненаучны, я просто пытаюсь сформулировать то, что я "вижу")
ta
Apr. 6th, 2015 07:34 pm (UTC)
Возможно. Можешь описать простым языком, что именно ты называешь внекарпоральной личностью или проекцией? В этом столько разных вещей разные люди вкладывают
napoli
Apr. 6th, 2015 08:12 pm (UTC)
Пример:

Мне кажется, что вот этот вот человек всегда относится ко мне негативно (и я нахожу этому многочисленные подтверждения), а на самом деле этот человек ко мне относится вполне нейтрально и ведёт себя просто в соответствии со своим настроением. Моё личное понимание его отношения ко мне - это типа моей на него проекции, которая в его поведении отфильтровывает только негативные аспекты. Поскольку она направлена на объекты вне моего тела, имеющие независимое функционирование, я это понимаю как мою внешнюю, внекорпоральную личность.

Или вот, я, 15-летняя девушка, влюбилась по уши в парня, соблазнила его. Я все его слова действия вижу сквозь фильтр того, что мне очень надо, а именно его любви. А вот объективно, предположим, он меня не любит, а так, типа развлекается. И вот то, что я вижу в нём для меня самой - это же не реальность, а экстериоризированная часть моей личности, некая моя потребность.
ta
Apr. 6th, 2015 08:29 pm (UTC)
Да, подходит по описанию. Хотя я про эти случаи мыслю совсем в других словах. Для меня это ошибки восприятия, которые не проверяются опытом. И, безусловно, часть процессов, которые происходят в теле человека.
Сама же я, скорее, про орудия говорила. Ну знаешь, как когда я режу ножом, нож временно становится "частью меня". Или, когда я не запоминаю что-нибудь, а записываю. Создаю себе расширенную память такую.


Edited at 2015-04-06 08:33 pm (UTC)
whenawake
Apr. 6th, 2015 09:11 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно. Я, однако, поделилась и немедленно узнала о том, насколько провоцирует холивары эта тема!))
ta
Apr. 6th, 2015 09:48 pm (UTC)
Его книги интереснее, чем мой пересказ и более аккуратны в терминах. Правда, по BBT ничего не переводилось :(
А где поделилась? В публичном пространстве в сети? Если последнее, можно ссылку, чтобы почитать? Мне интересны холивары на эту тему. С удивлением столкнулась с критикой BBT от EVT в комментариях у imja в свое время.

whenawake
Apr. 7th, 2015 11:20 am (UTC)
Увы, внутренняя рассылка.
( Уже высказались: 7 — Высказаться )