?

Log in

Назад | Вперед

– Ты хочешь меня пристыдить? Так у меня не бывает чувства стыда, – с улыбкой бросил напарнику симпатичный официант.
– Дайте хоть посмотреть на вас повнимательнее! Где еще встретишь совершенно бесстыдного человека, – подмигнула я, ставя порцию салата на свой поднос. Молодой человек, бледный, тонкий, стремительный, густо покраснел. Кажется не только лицом, но даже корнями выгоревших на солнце волос.
– Ой, как стыдно! – прошептал он.

Стыд – отрицательная эмоция, которая возникает в отношении личных качеств или поступков в тот момент, когда случается рассогласование того, какой или что я делаю, и того, что я или общество считает приемлемым в данной ситуации. Стыд – это сигнал, который в ближайшем приближении дает человеку понять, что он как-то не так себя ведет. «Неприемлемо» означает, что окружение его с таким поведением не примет.

Я склонна считать стыд социальной эмоцией по двум причинам. Во-первых, если попросить человека рассказать про стыд, то часто можно услышать слова «не прилично», «так не делают» и прочие наборы общественных стандартов, впитанных в процессе включения в общество. Во-вторых, стыд чувствителен к окружающим людям. Стыд может возникать при взаимодействии с другим человеком, который вдруг видит то, как я делаю что-то не то; стыд может усиливаться, если вокруг много зрителей, и стыд может ослабевать, когда я вдруг узнаю, что я не одна совершаю стыдные вещи.
Но при этом как опытный проживатель стыда я не могу согласиться с теми, кто считают, что стыдно бывает только когда, видно, то есть в присутствии другого человека. Взрослый человек всегда носит в себе другого в виде представлений о взаимодействиях с людьми. И часто бывает так, что стыдно перед собой.

Несмотря на всю социальность стыда, это очень одинокое чувство, потому что оно толкает к сокрытию от других и от себя постыдных вещей. Так, человек, который стыдится слабой памяти, будет настаивать, что вы еще не договаривались о точном времени встречи, не потому что не помнит, а потому что забыл, но вы ему напомнили. При этом пережить стыд легче рядом с другим человеком, который принимает то, что вам в себе сложно принять. Мне кажется разного рода анонимные группы (алкоголиков, игроков и пр.) во многом работают по тому, что в группе таких же, снимается давление стыда. И если вы усомнитесь в точности своего воспоминания в беседе с вашим забывчивым другом, он тут же признается: «Договаривались-договаривались, просто я запамятовал».

shame4

Вообще, если пристально посмотреть целиком на человека (или на котика, как на картинке), то можно заметить, что к собственным представлениям о себе, ни один человек не сводится. Всегда есть что-то, что я о себе знаю, и что-то, чего я не знаю или не знал до сих пор. При этом то, чего я о себе не знаю, вовсе не всегда вызывает стыд. Если в принципе, те качества, которых я в себе не замечаю, я принимаю в других, обнаружить их в себе будет, как минимум, интересно. Может быть страшно. А, может быть, я буду гордиться, если много чего сделано, чтобы такое качество в себе развить.
Собирательный образ тех качеств, которые человек категорически не принимает, аналитические психологи называют тенью. Как правило, этот образ бывает достаточно похожим у разных людей, принадлежащих к одной культуре. Стыд возникает тогда, когда вдруг часть тени становится заметной, мне самому и другому. Пока же качество не замечено в себе, человек реагирует на узнавание тени в другом: через осуждение и стыжение, за которыми часто стоит страх переживания стыда. Так, человек, который считает, что он уж точно не бывает грубым, может активно порицать грубость в другом.
Другой хороший маркер встречи с собственной тенью в другом – зависть. Она возникает, если я не замечаю в себе того, что мне хотелось бы очень иметь. Человек, не замечающий собственного таланта, будет ужасно завидовать талантам других людей.

Выше я написала, что стыд возникает в отношении качеств и поступков. В том месте, где есть рассогласование того, какой или что я делаю, и того, что я или общество считает приемлемым в данной ситуации. И это, условно говоря, здоровый стыд. Иногда бывает так, что стыдно за себя, целиком. Тогда человек ощущает, что он никчемный, не достойный. Он замирает и скрючивается, будто пытается исчезнуть. В таком состоянии сложно думать и что-либо делать. Отрицательная эмоция такой интенсивности и качества сама по себе является отрицательным подкреплением. И человек несколько раз пережив такой стыд, например, в ситуации публичного выступления или подготовки отчета начальнику, начинает избегать похожих ситуаций – не готовит выступлений, не пишет отчетов.
В таких ситуациях важно вернуть стыду переживаемый масштаб и найти то конкретное рассогласование, которое приводит к стыду. То есть вернуться к масштабам стыда за качество или поступок. А потом разглядеть это качество или поступок и решить, стоит ли что-то менять и так больше не делать, или оставить все как есть и жить дальше. Иногда это бывает сложно сделать в одиночку и приходится обратиться к специалисту, например, к психологу.

А откуда вообще берутся всяческие рассогласования меня и меня?
1. Если представления о себе не очень соответствуют реальности, потому что выстроены в другом окружении. Каждый человек о себе как-то думает, причем частенько в полярных категориях, как показано на картинке. Оси – это те качества, в которых человек привык о себе думать, они у разных людей бывают разные. Точки на осях – насколько это качество в человеке проявлено, по его собственному мнению. Если соединить все возможные проявления – получится эдакая амеба.

Я знаю приблизительно насколько я добрая или злая, общительная или замкнутая, эмоциональная или рациональная, грубая или вежливая. На самом деле противопоставления эти сугубо умозрительные, но людям так думать почему-то проще. Знаю я все это о себе из личных наблюдений и обратных связей от моего окружения. Но, как говорят ученые, мое окружение и люди в целом – это две большие разницы и выборка может быть нерепрезентативной.
Например, для моей семьи я очень общительный человек, у меня целая куча друзей и если кто-то ошибается номером, я могу проговорить с ним полчаса, если у нас вдруг обнаружатся общие интересы. Но! в сравнении с моей подругой, которая при прочих равных позвонит, а не будет писать письмо, которая может познакомиться со случайной попутчицей и задружиться с ней навсегда, а также легко рассказывать, не смущаясь о своем любимом деле, я уже не очень общительная, а просто не прочь пообщаться. Более того, я еще и замкнутая весьма, потому что мне для общения нужно «настроение», а оно бывает, скажем так, не каждый день. И вот, если вдруг я буду хвастаться своей общительностью, а тут появится моя подруга, мне будет очень стыдно за скудность моих коммуникативных навыков и замкнутость. Придется пересмотреть самооценку моей общительности.

2. Если представления о себе больше не соответствуют реальности, потому что люди меняются или попросту не влезают в дихотомические деления. Самый простой пример – это то самое ощущение, когда я набрала пару кило отнюдь не мышц и пошла в примерочную любимого магазина одежды, взяв вещи своего прошлого размера. И вот выхожу из примерочной, чтобы увидеть себя под лучшим светом, а вижу себя в совсем не лучшем свете. И не только я это вижу, а еще консультант прищурившись сообщает: «Мне кажется, вам лучше взять сорок восьмой». Если честно, в сорок восьмом и, правда, лучше, но вот этот самый момент! И главное в этом моменте то, что я узнала нечто, чего раньше о себе не знала – я 48 размера. А думала-то, что я навсегда 46ая, а может быть, если не сильно дышать, то даже 44ая.

Если говорить о вещах, менее осязаемых, чем набранные килограммы, – о личных качествах и конкретных поступках, то на самом деле человек больше похож не на амебу, а на круг потенциальных возможностей. В принципе, мы все может делать что-то очень хорошее и очень плохое, в какие-то моменты бываем очень общительные, а в какие-то очень замкнутые. Хотя большую часть времени мы делаем что-то более или менее хорошее-плохое, бываем более или менее общительными-замкнутыми. А иногда бывает так, что раньше мы и вовсе не задумывались о каком-то своем качестве, например, предприимчивости, а тут вдруг – опа – оно проявилось в какой-то ситуации и его нужно вписать в представления о себе. Заштрихованное пространство между амебой и окружностью периметра личности – это место потенциального рассогласования, а значит потенциального стыда или же интереса и удивления самому себе, в зависимости от того, как мы относимся к тому или иному качеству – принимаем его или нет.

3. И тут появляется еще одно место рассогласования. Если не совпадают представления о том, какой я есть, и о том, каким я хочу быть. На рисунке представление о том, какой я есть, – все та же белая амеба. Большая окружность отражает то, каким я вообще могу быть. А красная – то, каким я хотел бы стать. Тут возникают несовпадения, которые я обозначила стрелочками. И если я изо всех сил стараюсь, например, меньше быть злым, а больше быть добрым, то в ситуациях, в которых у меня не будет получаться соответствовать своему идеалу, я буду переживать стыд. Ведь я недотягиваю до своего идеала.


Резюмирую. Стыд – своего рода сигнал рассогласования моих представлений о себе и
– реальности социальных взаимоотношений,
– актуального постоянно меняющегося поведения амебы живого человека,
– идеала, к которому я стремлюсь.
Как только образ Я снова совпадает с реальностью и с тем, куда я стремлюсь, стыд отступает. Это своего рода кмертон, который можно использовать, чтобы настраивать либо представления о себе, либо себя. Просто так использовать не получится. Придется
1. Сначала локализовать за что и зачем стыдно. Например, я считаю, что неплохо рисую схему и котиков, а нарисовала что-то странное. Я хочу рисовать понятные схемы с котиками или без, потому что я преподаватель и мне это важно.
2. Принять «за что» как реальность, или же отбросить. В предыдущем варианте проверяю: а вдруг я нарисовала не такую уж и фигню и кому-то моя схема понятна, а кто-то даже без подписи опознал на ней котика. Если же нет, придется смириться с тем, что, правда, получилось что-то странное и…
3. прочувствовать свое актуальное отношение к этому «за что». Если мне кажется, что преподаватели время от времени рисуют странное и это нормально, то ок. Если нет, с этим придется что-то делать или же печалиться о том, что сделать ничего невозможно. На последнем этапе, обычно, уже не стыдно, потому что я знаю, что я нарисовала странное и это отправная точка построения новых представлений о себе и рисования новых схем и котиков.
То есть стыд возникает в зазоре между получением информации, не вписывающейся в образ Я, и моментом, когда человек это отличие от образа Я готов принять.
Чем больше и правдивее человек о себе знает и чем глубже принимает неидеального себя, тем реже ситуации рассогласования, тем меньше стыда, а заодно и желания стыдить других. Поэтому я и решила делать группу про Тень. Кстати, приходите, места еще есть.
Полностью избежать стыда невозможно, потому что представления о человеке всегда меняются медленнее, чем сам человек. Да и зачем его избегать? Полезная же штука.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Пожалуйста, комментируйте по ссылке в La Psychologie Verte.

Posts from This Journal by “эмоции” Tag

  • Сегодня позитив будет домашне-кофейным

    Мой дом обрастает уютом. В кухне есть люстра и солнечные рыжие кружки. Пью кофе Снусмумрика и закусываю самым вкусным на свете черничным…

  • Вина vs бессилие

    В последнее время часто замечаю интересную штуку. Насколько бы ни была болезненной вина, часто с ней обходиться много проще, чем с бессилием и…

  • Неуместность

    Последние выходные провела на специализации по гештальту и бодинамике у Льва Черняева. Сформулировала для себя важную штуку про переживание…

promo ta november 16, 2015 14:36 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Меня зовут Татьяна. Я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием. Это означает, что я разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить пути решения каких-то сложностей, за деньги. По образованию психолог, психофизиолог, кандидат психологических наук (МГУ),…

Comments

( Уже высказались: 26 — Высказаться )
saphir_the_last
Sep. 16th, 2015 05:09 pm (UTC)
Анчаров когда-то очень хорошо сказал: "Совесть - это уже сознательное. А стыд - это рвотное движение души"
ta
Sep. 18th, 2015 02:36 pm (UTC)
про рвотное движение души - очень метко, да. некоторые психологи считают, что стыд - это социально обусловленное отвращение
(Anonymous)
Sep. 28th, 2015 02:43 pm (UTC)
>Полностью избежать стыда невозможно, потому что представления о человеке всегда меняются медленнее, чем сам человек.
А как на счет: "Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины"? Напрашивается же элементарно реализуемый способ достижения бесстыдства: робинзонить, стараясь не шизофренить (т.е. избегать создания воображаемых свидетелей). По-русски говоря: жить в одиночку на необитаемом острове.
ta
Sep. 28th, 2015 05:18 pm (UTC)
А зачем бесстыдство?

Я не раз сталкивалась с описанием переживания стыда в одиночестве. Вероятно, в приведенной цитате это попадает под пункт "предполагаемые свидетели". Поэтому не факт, что изоляция сработает.

Стараться нешизофренить на необитаемом острове - не слишком хорошая затея. Изоляция - не слишком привычная для человека задача, большая нагрузка на психику, и как раз создание воображаемых друзей и поддержание воображаемого диалога с близкими, позволяет дольшее время сохранить себя в форме.
(Anonymous)
Sep. 29th, 2015 03:10 am (UTC)
>Изоляция - не слишком привычная для человека задача
привычность - это приятный бонус, да.

>поддержание воображаемого диалога с близкими, позволяет дольшее время сохранить себя в форме.
да, конечно. И еще одно забыл: бесстыдный Робинзон не должен не только воображаемых личностей избегать, но и не иметь кошки-собаки, например. Перед животными вполне можно стыд испытывать.

>А зачем бесстыдство?
Чтоб лучше понять человека. Недавно круглый стол слушал о стыде. Кто-то говорил: это культура человеку стыд дает (не бывает культуры без стыда), кто-то доказывал: это природа, стыд и у собак с шимпанзе есть, а кто-то говорил: стыд - в животной природе, но конструируя среду можно создавать условия в которых стыд утрачивает смысл и исчезает за ненадобностью, хотя люди утратившие стыд продолжают оставаться людьми, т.е. наличие стыда не является неотъемлимой характеристикой человека и общества, поэтому, уважаемые собеседники, давайте не будем трогать животных, у которых есть стыд, но нет культуры. Вот я и заразился немного мыслью о бесстыдстве.

Все, что я сказал, не совсем по теме поста, извиняюсь. просто прочитав пост, появилась ощущение зарождения какой-то мысли и по вашей теме и по бесстыдству, попытался ее нащупать, но не получилось.
... - sansei213 - Sep. 28th, 2015 06:45 pm (UTC) - Expand
Andrey Vatlin
Sep. 29th, 2015 07:33 am (UTC)
Бесстыдство
Какое место в схеме автора займет категория людей, называемых "бесстыжий/ая"?
ta
Sep. 29th, 2015 04:37 pm (UTC)
Re: Бесстыдство
Думаю, тут возможны несколько вариантов. Первое, что приходит в голову.
1. Человек, который о себе все знает и принимает (просветленный).
2. Человек избегающий чувства стыда и ситуаций с ними связанных (как бывает при нарциссическом расстройстве личности).
3. Человек вытесняющий чувство стыда (стыда не чувствует, зато почему-то очень любит пристыдить других).
Хотя в обыденной речи бесстыжими называют людей, которые рискует делать то, что им важно, несмотря на стыд.
Andrey Vatlin
Sep. 29th, 2015 08:58 pm (UTC)
Re: Бесстыдство
Почему автор стыд описывал посредством котика и его тени, несогласованностями внутренних "фигур" и т.п., а бесстыдство - только человеком? В той же системе координат бесстыдство нельзя описать?
ta
Sep. 29th, 2015 09:25 pm (UTC)
Re: Бесстыдство
Вариант один как раз из рассогласования фигур. Точнее согласования
Можно на котиках, но для рисования котиков нужно время и вдохновение :) Может быть когда-нибудь сделаю
silver_k0t
Sep. 30th, 2015 11:58 am (UTC)
Re: Бесстыдство
Как же так... ? для котиков всегда должно быть вдохновение!!)))
Andrey Vatlin
Sep. 30th, 2015 07:28 pm (UTC)
Re: Бесстыдство
Что-то как-то концепция плывёт у автора.
Рассогласование, согласование...
Это ведь совсем не одно и то же.
Фигуры управляющие сменились, вдохновение (отсутствующее) стало доминирующим фактором.
Или это не концепция, а опус?
ta
Sep. 30th, 2015 08:03 pm (UTC)
Re: Бесстыдство
Все зависит от того, что вы называете концепцией и опусом.
Про вдохновение не очень поняла. Видимо, мыслю о вдохновении в других терминах.
liza2017
Sep. 29th, 2015 04:02 pm (UTC)
interesnaja statja
ta
Sep. 29th, 2015 04:34 pm (UTC)
благодарю за отклик
vlada1222
Sep. 30th, 2015 07:52 am (UTC)
если человек не испытывает стыд, это уже плохой звоночек. Наш организм устроен так, что он подает нам сигналы, если что-то идет не так или мы неправильно поступаем. К сожалению некоторые люди научились глушить эти сигналы, оттого ведут себя вызывающе, хамски и беспардонно.
ta
Sep. 30th, 2015 09:06 am (UTC)
Бесстыдство разное бывает. Я вот, благодаря Andrey Vatlin, дописала, как может выглядеть бесстыдство и откуда браться в паре-тройке фраз
http://ta.livejournal.com/2514403.html?thread=12466659#t12466659
alexthunder
Oct. 1st, 2015 07:51 am (UTC)
Один из серьёзных американских психологов, не помню каоторый именно, то-ли Зимбардо толи другой, но не суть - вобщем изучал он общие характеристики личности преступников осужденных за особо-тяжкие, а также мотивацию их агрессивного поведения. И вот выяснилось что доминирующим мотивом к крайней степени агрессии является... та-да:

СТЫД!

Подавленное чувство собственной ценности вызываемое долговременным неприятием обществом - стыд. Именно это "светлое" чувство превращает ранимых и мнительных людей в убийц и насильников.

Такие дела.
ta
Oct. 1st, 2015 08:51 am (UTC)
Как раз про этот стыд я и пишу как про нездоровый: "Иногда бывает так, что стыдно за себя, целиком". Коллеги его часто называют токсическим
pudilosilych
Oct. 24th, 2015 04:22 pm (UTC)
В традиционных обществах стыд выведен из области туманных рефлексий. Там есть табу двух видов строгое - нельзя и мягкое - стыдно , причем оба с четким списком проступков.( стыдно не пройти инициацию, стыдно не уметь плавать и т. д.) Не этим ли об' ясняется целостность дикарей?
ta
Oct. 26th, 2015 08:20 am (UTC)
Ну так какая уж тут целостность, когда стыдно не уметь плавать :)
pudilosilych
Oct. 26th, 2015 08:36 am (UTC)
Поэтому все и умеют плавать. Ведь мотивация от стыда тесно связана с мотивацией от чести. А какой из лузера воин ?)))
ta
Oct. 26th, 2015 09:47 am (UTC)
сухопутный?
pudilosilych
Oct. 26th, 2015 09:41 am (UTC)
Поэтому все и умеют плавать. Ведь мотивация от стыда тесно связана с мотивацией от чести. А какой из лузера воин ?)))
ta
Oct. 26th, 2015 09:47 am (UTC)
Вы чуть-чуть перестарались с улузерением воина. Аж два комментария отправили :)
pudilosilych
Oct. 26th, 2015 10:19 am (UTC)
Бывают сбои)))))))
( Уже высказались: 26 — Высказаться )