Татьяна (ta) wrote,
Татьяна
ta

Category:

Особенности юношеской мотивации в отдельно взятом ВУЗе

Есть в отечественной психологии такая штука как теория деятельности. Со студентами мы разбирали теорию деятельности в варианте А.Н. Леонтьева и его учеников и последователей. В этой теории, в том числе, рассматривают макроструктуру деятельности. В рамках макроструктуры выделяют несколько уровней существования деятельности. Особые деятельности, которые движимы мотивами как опредмеченными потребностями. Действия, которые движимы целью как образом желаемого будущего. Операции, которые ориентируются на задачи как цели, поставленные в определенных условиях. Разбирали эту схему со студентами недавно (не из ТОЙ САМОЙ ГРУППЫ, а с очень приятными в работе студентами). И в качестве домашнего задания они подготовили по примеру анализа какой-то своей деятельности по разным уровням. Группы большие, поэтому мотивы были разные. Всего один человек попытался разобрать деятельность овладения профессии, причем начала она с поиска этой профессии, то есть самоопределения практически. Остальные деятельности распределились по двум осознаваемым мотивам: найти смысл жизни и занять свободное время. Последний мотив огорошил меня просто. Настолько я никогда с ним не сталкивалась и даже не уверена, может ли он быть мотивом. Ну раз говорят, значит может.
Меня поразило другое. Из года в год нам говорили, что у студента ведущая деятельность - учебно-профессиональная. И я, честно говоря, учитывая значимость этой деятельности и контекст собрания, ожидала услышать тысячу и один пример на одни и те же виды учебных деятельностей. Но, что называется, пронесло. Это с одной стороны. А с другой стороны - хорошо, если они в ВУЗе найдут свой смысл жизни или удачно (видимо, весело?) займут свое свободное время. Но если мотива на учение нет, то и учения не будет. Если только какое-то побочное, латентное, что называется.
Ну и забавно, что все-все-все приведенные примеры можно описать как поисковую деятельность. То есть люди пришли в ВУЗ, вроде как учатся, но ещё не знают, зачем оно ими и что они вообще тут делают, кем будут. С одной стороны, грустно. А с другой - так здорово! Столько горизонтов у них впереди.
Ну и напоследок ликбез, для тех, кому интересно и кого этому не учили. Макроструктура деятельности такова, что есть несколько уровней:
1. Уровень особенных деятельностей (особых видов деятельности) – каждая из них отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения. Предмет потребности – мотив, типичный признак мотива – то, что вокруг этого предмета концентрируется множество действий. Мотивы организуются в иерархию таким образом, что редко одна деятельность направлена на реализация одного мотива. Впрочем, на один и тот же мотив может быть направлено сразу несколько деятельностей. Мотивы бывают разные, в том числе в отношении сознания они могут разниться. Выделяют осознаваемые мотивы – мотивы цели, которые направляют деятельность человека в течении долгого времени. Но бывают и неосознаваемые мотивы. Тогда они проявляются в эмоциях ( отношение отражения результата деятельности к ее мотиву) и в личностных смыслах (переживания повышенной значимости предмета потребности). Особенные деятельности могут быть как внешние, так и внутренние, но какими бы они ни были, они имеют принципиально одинаковое строение.
2. Уровень действий. Действие – процесс, направленный на реализацию цели, а цель – это образ желаемого результата. Характеристики действия:
а) Действие направлено на цель, которая ВСЕГДА осознаваема (иначе мы имеем дело не с целью, а чем-то ещё, и не с действием, соответственно).
б) Благодаря цели действие активно, а не реактивно.
в) Действие есть одновременно и акт поведения (принцип единства сознания и деятельности). Поведение без цели как бы недоповедение.
г) Действие человека предметны; они реализуют социальные цели ( дело в том, что действия – самое позднее образование в филогенезе, и появляется оно как результат возникновения совместной Д, поэтому оно изначально, по своему происхождению обусловлено социально).
Есть своя иерархия: более крупные цели, которые делятся на более мелкие.
3. Уровень операций. Операция – способ выполнения действия, т.е. это понятие характеризует техническую сторону протекания действия (а следовтельно, и деятельности). Операция направлена на решение задачи, под кот. понимается цель, данная в определенных условиях. Характер операций зависит от того, в каких условиях совершается действие. В отличие от действий операции не осознаются, а когда осознаются, то они становятся действиями. Здесь подчеркивается разница в планируемых действиях и осуществляемых (цель->действие, задача ->операция). Характеристики операций:
а) Есть два рода операций: а) возникающие путем адаптации и подражания б) возникающие из действий путем их автоматизации.
б) Операции первого рода не осознаются и не могут быть вызваны в сознание усилием. Операции второго рода могут стать осознаваемыми, он в таком случае они снова станут действиями. Обычно это происходит в условиях затрудненного исполнения Д.
г) Каждое действие подстилается операциями. Границы между действиями и операциями могут двигаться, одно может переходить в другое. Смещение границы осознавания вниз – дробление деятельности на более мелкие единицы, вверх – укрупнение единиц деятельности.
4. Уровень психофизиологических функций. Это физиологическое обеспечение протекания психологических процессов. К ним относят способности к ощущению, способность к фиксации способность, моторная способность. Отличие от операций в том, что они находятся на органическом уровне, достаются субъекту от природы. Это необходимые предпосылки и средства деятельности.
Tags: мотивация, образование, преподское, психология_, студенты, феноменология обыденной жизни
Subscribe to Telegram channel ta
Subscribe

Posts from This Journal “феноменология обыденной жизни” Tag

  • Про маску

    Натолкнулась на логически стройный текст про то, как ношение предметов, закрывающих нижнюю половину лица, подавляет волю, достоинство и…

  • Про ограничения

    Мы часто говорим про ограничения, которые надо преодолевать. Осознать их неприменимость к актуальной жизни звонкого и яркого здесь и сейчас.…

  • Все, что я успела за 15 минут

    “Сессия длится 10-15 минут”, – произносит Арие Бурштейн и участники группы отправляются в индивидуальные комнаты Zoom. По моему…

  • Работа над успехами

    Удивительно, насколько не распространена в повседневной практике рефлексия того, что получается. В школе есть работа над ошибками – важная и…

  • Про шарфик

    Все начало прошлой недели я успешно для самой себя прикидывалась умирающей. У меня то пропадало, то обострялось обоняние, силы все куда-то…

  • Изоляционнные полярности

    Я думаю про изоляцию как ответ на угрозу здоровью и жизни моих близких. И, вероятно, всего человечества, или пожилой и пораженной хроническими…

  • Министерство глупых походок против бытового травматизма

    На третьей неделе самоизоляции стала больше встречаться с бытовым травматизмом: тут на угол в комнате налечу, там нож сорвется при готовке. О…

  • Эмоция может быть любой

    Есть два великих человеческих искушения и второе из них – это любопытство. Поэтому я сдалась и чуть-чуть ослабила свою информационную…

  • (no subject)

    Думаю про планы как про крестранжи. В книгах про “Гарри Поттера” – это такие штуки, в которые человек вкладывает психическую…

promo ta september 3, 2017 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments