?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

С 10 по 13 числа февраля я провела на "XX юбилейной ежегодной всероссийской конференции по гештальт-терапии", которую, обычно, проводит МГИ. На этот раз был достаточно много участников из различных программ и институтов, что как-то меня МГИ-децентрировало. В результате я уже третий день вынашиваю отчет, пытаясь соблюсти какой-то баланс между анализом и синтезом, между фактологией и феноменологией. Конференция прошла для меня чрезмерно активно и по ощущениям, скорее, напоминала интенсив. С надеждой отдохнуть от суеты и людей я простилась уже к вечеру первого дня.
Для меня общим вектором восприятия в итоге стала интеграция (не путать со слиянием), которой я всё продолжаю и продолжаю заниматься. При чем на разных уровнях: во времени, в пространстве, в разных социальных группах, на разных уровнях деятельности. Ну а было это где-то так...


Всё началось с того, что я доверилась доводам Н. о дикой очереди после автобуса, встала пораньше и отправилась в Пушкино на электричке. Всё оказалось не так страшно, как казалось. Хотя, конечно, представления о родном метро в час пик, когда в руках большая сумка-чемодан, обогатились. Как ни хотелось мне избежать скученность - не удалось. Зато заселились мы быстро, аккурат между началом тренерского сбора и приездом автобуса. Поэтому на первой лекции я сидела в первых рядах - чрезвычайно довольная и гордая собой. Ещё и потому, что в очередной раз решила, что религиозное мировоззрение и психология - два компота, которые лучше пить отдельно, поэтому даже не взяла с собой традиционного варгана и колоды Таро. И тут началось самое интересное...
После открытия конференции, на которой участники "играли в города", расширив мои представления о географии гештальта (например, в Томске есть гештальтисты и хорошие, насколько я могу судить - так что не надо грязи!), после лекции Д. Хломова, в которой у меня начало формироваться наконец-то сколько-то ясное представление о развитии гештальта в России (и не только в ней), я направилась на мастерскую по деньгам. Невинная такая мастерская, которую проводили Старова Н. И Рюмина Г. как раз из Сибири. На презентации говорили о ресурсах и о том, что мы носим с собой, попросили захватить на встречу кошельки и сумочки. Ну а когда группа собралась - как всегда многочисленная - мы сели делать то ли запутанки, то ли ведьмины лестницы. Рассказ о технике авторы начали с Терри Пратчетта и его ведьм. Основной идеей было то, что частенько мы в своих сумках, карманах и кошельках носим таинственные вещи. А между тем - они могли бы многое рассказать нам о том, как решить наши запросы. И к вечеру у меня в руках уже был живой такой артефакт под конкретную задачу, собранный в буквальном смысле на коленках и запущенный в процессе группового обсуждения. В общем, проективные методики мне всегда немного напоминали магию или, как минимум, реализацию принципа "что внизу, то и на верху". На мастерской я в этом лишний раз убедилась.
А на Немеринского с поэзией и психотерапией я не попала. Очень жаль. Но уж что-то, а функцию выбора я накачала за эти дни изрядно.
При разделении на процесс группы я совершено случайно (я не шучу!) осталась вместе с Н. Ну а после самой группы, как-то ясно стала про супервизора для тройки. Прямо очевидно-таки.
До круглого стола - просто не хватило сил доползти. Поэтому тихонечко общалась с соседкой о своем о девичьем.

Второй рабочий день начался с лекции Сигрид Папе о работе с группами. Честно говоря, специфики именно гештальт-подхода я в её рассказе не уловила. Для меня скорее более интересным было то, что в этот день говорили о Сигрид и о первой обучающей группе. А остальной день сделали мастерские и досуг.
Сначала я пошла к В. Богаченко и Юдиной А. на мастерскую, посвященную середине жизни, как её не называй и не определяй. Оказывается, ощущение середины жизни возникает в совсем разных возрастах и в связи с разными событиями в жизни. Это было ясно уже по набору участников, которых, опять-таки, для меня было слишком много. И я уже было задумалась не сбежать ли от тонких экзистенциальных вопросов в такой толпе к более безопасной и смешной мастерской этажом выше, но потом передумала. Меня очаровали ведущие, как-то очень гармонично дополнявшие друг друга. А происходившее дальше проще всего описать так: "Долгие годы упражнений и медитаций, чтобы 20 минут бьюдженталевского упражнения таки остановили внутренний диалог!". Он все-таки встал, а запаса внутренней тишины хватило на ближайшие три дня существования в толпах.
Во второй половине дня я пошла к К. Логинову и М. Михайловой разобраться в пользе и вреде гомосексуальности. Интерактивный момент для меня там был минимален и мастерская, скорее выглядела как круглый стол, вокруг основной идеи М. (надеюсь, не перевру): Следует различать гомосексуальность и гомосексуализм. Первое является естественным следствием развития аутоэротизма, любви к себе, как представителю пола. То есть часть здоровой гетеросексуальности. Но определение себя как гомосексуала, стремление к представителям своего пола как основное, ведущее или преобладающее - это гомосексуализм, который есть патология, ригидная фиксация некогда удачного способа действия, взамен творческого приспособления. Провокация удалась, обсуждение развернулось и вертелось бы дальше в холостую, если бы не попытка ведущих пробудить в аудитории желание к представителям своего пола и установка его проявить. Опыт интересный. Но, ИМХО, если бы он предшествовал теоретизированию, было бы продуктивнее. В итоге шеринг мне показался мне немного смазанным. Но что-то для себя и про себя важного я вынесла. И вообще, проблемное обсуждение - это здорово.
Ну а после обсуждения гомосексуальности, я отправилась за сексом, наркотиками и не только к Ноздрачевой Т. и Бережной И. Ни секса, ни наркотиков, ни кое-чего не нашла. Возможно, так оно и было задумано ведущими и когда-нибудь ещё отзовётся. В общем, зря потратила время и устала, в результате чего снова не дошла до круглого стола.
Зато наконец-то добыла для себя съедобную еду, отличную от хлеба и сырых овощей - добрались-таки до Пушкино. И вечер провела, играя в "Крокодила" с народом из нашей обучающей группы. Заодно и познакомились :)

На третий день, в субботу, заметно похолодало. А настроение стало совсем новогодним и прощальным.
На лекции рассматривали кризис аномии в том виде, как он может происходить в гештальт сообществе, при этом используя метафору больной личности. Было жаль, что я опоздала.
Зато на мастерскую Валамина А. и Прокопюк С. я была первой. Собственно, в рамках мастерской развивалась идея о гневе и вражде как результате остановленной близости. О том, как наши проекции и ожидания от человека сначала не позволяют нам видеть его настоящим, заставляя очаровываться, а затем, облетая, частенько превращают его во врага. Для меня эта мастерская дала время и пространство поработать со своим гневом к одному человеку, с которым мне в последнее время довольно тяжело приходится. И, действительно, из-за гнева постепенно вышло на передний план разочарование и обида за это разочарование, а там и гнев прошел. Кто знает - может, когда увидимся, будет возможность взаимодействовать на новом уровне.
Мастерская "Никто не забыт, ничто не забыто" про третьего в отношениях мне показалась достаточно скучной. Мы записали недостатки наличия третьего в отношениях и достоинства (ресурсы), разбились на пары и обменялись списками. Было скучно, если бы не человек в паре, с которым мы спокойно обсудили тему.
А после перерыва была лекция Д.А. Леонтьев - про изменения и развитие. До момента её начала, я не сознавала, насколько же я соскучилась по мгушной академичности. По полету теоретически подкованного ума, который жонглирует концептами и цитатами, объединяя, осмысляя, перерабатывая то, с чем каждый из нас каждый день сталкивается. Как-то так сложилось, что последние пару лет я обесценивала свой психфаковский фон. Охотно поддакивала тем, кто говорил: "Образование в МГУ бесполезно". Скорее, оно несвоевременно. Оно нужно и необходимо на стадии рефлексии своего профессионального опыта, на стадии вывода к свету своего мировоззрения. Конечно, применительно к пустой голове экс-школьника - это рано, а часто ещё и вне зоны ближайшего развития. А сама лекция была попыткой предложить общую теорию изменения. Одной из многих идей Д.А., что мне понравились, было то, что развитие во многом связано с усложнением. Если бы мозг человека был настолько прост, что мы могли бы его понять, то мы были бы слишком тупы, чтобы его понять. И каждый выход на новый уровень готовит новые задачи, более сложные. Поэтому часто развитие останавливается, за ненадобностью. Но находятся сумасшедшие люди, которые лезут вверх, сохраняя общечеловеческий вектор усложнения познания.
Завершение процесс-группы было очень теплым и... ритуальным. Спасибо С. Бец и Т. Нежельской и всем участникам - с вами было хорошо и конфиденциально.
Приятным сюрпризом на праздничном концерте стало появления Максима Кучеренко. "Кхм, - подумала я. - Ехала на конференцию, а попала на акустику Ундервуда". Ну а песни В. Каневского, которые я пропустила, опоздав на концерт, послушала позже, в узком кругу.
Gestalt-party был удивительным открытием. В том смысле, что в моей жизни все ещё есть место танцу, пусть и довольно примитивному, дискотечному, есть место движению и ощущению тела. Собственно, никто не в силах это у меня отнять, а ведь ещё неделю назад казалось... . и тело даже не отомстило за танец от звонка до звонка. Что было важно, потому что впереди был ещё один день.

И начался он с лекции Жана Мари Робина о том, как психотерапия влияет на... социальную реальность. О том мировоззрении, что скрывается в каждом вопросе психотерапевта. И как оно транслируется клиенту, а через него реализуется в обществе.
Выбор мастерской был совсем невыносимым - на последний день организаторы отложили все самое сладкой. Я пошла к Мазур Е. на "Исцеление травмы". Самой работе предшествовала достаточно ёмкая лекция о теории психологической травмы и о подходах к её терапии. Елена рассказал об основных принципах работы в рамках бодинамического анализа Питера Левина, об основных этапах работы с травмой. Показала несколько упражнений на широкой аудитории и одну работу в кругу с конкретным случаем. Интересным было обсуждение после работы, особенно в полемике с Ф. Коноровым: в чем бодинамика отличается от катарсических методов, которые так же казалось бы дают возможность телесно реализовать остановленные в травматическом опыте действия.
Ну а потом было закрытие конференции. Увы, у меня не было возможности попасть на мастерскую Ж.М. Робина. Может быть, когда-нибудь ещё предоставится такой шанс.

Cев в маршрутку уже в Москве, я вдруг поняла, что в моей жизни по-прежнему есть место для танца и любви к року, для психологии и магии, для нефорства и академичности. Просто после всех потрясений сочетание другое, границы чуть более проницаемы и нужна новая форма для реализации все тех же импульсов. И, наверное, помимо всей пережитой феноменологии, это было самым ценным ресурсом, который я привезла с собой домой. В этом теперь и живу. Очень непривычно. Постоянно робко притрагиваюсь к границам областей, которые привычно пыталась разорвать, разнести, расчленить. Пытаюсь слушать не звуки, а симфонию. Время собирать камни.
Благодарна организаторам конференции, своим тренерам, своей новой расширенной группе, себе и всем-всем-всем. Вот так вот - обрела там, где не ждала, то, на что не надеялась.

P.S. А ещё! Представляете! Всё было вовремя!!! Ну или почти всё.
Subscribe to  ta
promo ta september 3, 2017 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…

Comments

( Уже высказались: 5 — Высказаться )
kaivalya
Feb. 17th, 2011 09:20 am (UTC)
Какое чудесное описание! Я как будто тоже там побывала :)
А можешь рассказать подробнее про бьюдженталевское упражнение?
ta
Feb. 17th, 2011 11:10 am (UTC)
Записывается восемь значимых определений себя. А потом предлагается постепенно, вычеркивая их, не важно в каком порядке, разидентифицироваться с каждым определением вплоть до последнего. Важны ощущения после снятия каждого из определений. Чтобы прочувствовать, что ушло, что осталось, что есть внутри и двинуться дальше.
kaivalya
Feb. 17th, 2011 11:14 am (UTC)
Спасибо!
gerreda
Feb. 20th, 2011 09:28 pm (UTC)
Что же в гости не зашла, а?????
ta
Feb. 21st, 2011 11:33 am (UTC)
Так там такое расписание было, что уже ни до чего было.
( Уже высказались: 5 — Высказаться )