Татьяна (ta) wrote,
Татьяна
ta

Categories:

Про поиски себя, викку в гештальте, или про то, как поле откликается

С 10 по 13 числа февраля я провела на "XX юбилейной ежегодной всероссийской конференции по гештальт-терапии", которую, обычно, проводит МГИ. На этот раз был достаточно много участников из различных программ и институтов, что как-то меня МГИ-децентрировало. В результате я уже третий день вынашиваю отчет, пытаясь соблюсти какой-то баланс между анализом и синтезом, между фактологией и феноменологией. Конференция прошла для меня чрезмерно активно и по ощущениям, скорее, напоминала интенсив. С надеждой отдохнуть от суеты и людей я простилась уже к вечеру первого дня.
Для меня общим вектором восприятия в итоге стала интеграция (не путать со слиянием), которой я всё продолжаю и продолжаю заниматься. При чем на разных уровнях: во времени, в пространстве, в разных социальных группах, на разных уровнях деятельности. Ну а было это где-то так...


Всё началось с того, что я доверилась доводам Н. о дикой очереди после автобуса, встала пораньше и отправилась в Пушкино на электричке. Всё оказалось не так страшно, как казалось. Хотя, конечно, представления о родном метро в час пик, когда в руках большая сумка-чемодан, обогатились. Как ни хотелось мне избежать скученность - не удалось. Зато заселились мы быстро, аккурат между началом тренерского сбора и приездом автобуса. Поэтому на первой лекции я сидела в первых рядах - чрезвычайно довольная и гордая собой. Ещё и потому, что в очередной раз решила, что религиозное мировоззрение и психология - два компота, которые лучше пить отдельно, поэтому даже не взяла с собой традиционного варгана и колоды Таро. И тут началось самое интересное...
После открытия конференции, на которой участники "играли в города", расширив мои представления о географии гештальта (например, в Томске есть гештальтисты и хорошие, насколько я могу судить - так что не надо грязи!), после лекции Д. Хломова, в которой у меня начало формироваться наконец-то сколько-то ясное представление о развитии гештальта в России (и не только в ней), я направилась на мастерскую по деньгам. Невинная такая мастерская, которую проводили Старова Н. И Рюмина Г. как раз из Сибири. На презентации говорили о ресурсах и о том, что мы носим с собой, попросили захватить на встречу кошельки и сумочки. Ну а когда группа собралась - как всегда многочисленная - мы сели делать то ли запутанки, то ли ведьмины лестницы. Рассказ о технике авторы начали с Терри Пратчетта и его ведьм. Основной идеей было то, что частенько мы в своих сумках, карманах и кошельках носим таинственные вещи. А между тем - они могли бы многое рассказать нам о том, как решить наши запросы. И к вечеру у меня в руках уже был живой такой артефакт под конкретную задачу, собранный в буквальном смысле на коленках и запущенный в процессе группового обсуждения. В общем, проективные методики мне всегда немного напоминали магию или, как минимум, реализацию принципа "что внизу, то и на верху". На мастерской я в этом лишний раз убедилась.
А на Немеринского с поэзией и психотерапией я не попала. Очень жаль. Но уж что-то, а функцию выбора я накачала за эти дни изрядно.
При разделении на процесс группы я совершено случайно (я не шучу!) осталась вместе с Н. Ну а после самой группы, как-то ясно стала про супервизора для тройки. Прямо очевидно-таки.
До круглого стола - просто не хватило сил доползти. Поэтому тихонечко общалась с соседкой о своем о девичьем.

Второй рабочий день начался с лекции Сигрид Папе о работе с группами. Честно говоря, специфики именно гештальт-подхода я в её рассказе не уловила. Для меня скорее более интересным было то, что в этот день говорили о Сигрид и о первой обучающей группе. А остальной день сделали мастерские и досуг.
Сначала я пошла к В. Богаченко и Юдиной А. на мастерскую, посвященную середине жизни, как её не называй и не определяй. Оказывается, ощущение середины жизни возникает в совсем разных возрастах и в связи с разными событиями в жизни. Это было ясно уже по набору участников, которых, опять-таки, для меня было слишком много. И я уже было задумалась не сбежать ли от тонких экзистенциальных вопросов в такой толпе к более безопасной и смешной мастерской этажом выше, но потом передумала. Меня очаровали ведущие, как-то очень гармонично дополнявшие друг друга. А происходившее дальше проще всего описать так: "Долгие годы упражнений и медитаций, чтобы 20 минут бьюдженталевского упражнения таки остановили внутренний диалог!". Он все-таки встал, а запаса внутренней тишины хватило на ближайшие три дня существования в толпах.
Во второй половине дня я пошла к К. Логинову и М. Михайловой разобраться в пользе и вреде гомосексуальности. Интерактивный момент для меня там был минимален и мастерская, скорее выглядела как круглый стол, вокруг основной идеи М. (надеюсь, не перевру): Следует различать гомосексуальность и гомосексуализм. Первое является естественным следствием развития аутоэротизма, любви к себе, как представителю пола. То есть часть здоровой гетеросексуальности. Но определение себя как гомосексуала, стремление к представителям своего пола как основное, ведущее или преобладающее - это гомосексуализм, который есть патология, ригидная фиксация некогда удачного способа действия, взамен творческого приспособления. Провокация удалась, обсуждение развернулось и вертелось бы дальше в холостую, если бы не попытка ведущих пробудить в аудитории желание к представителям своего пола и установка его проявить. Опыт интересный. Но, ИМХО, если бы он предшествовал теоретизированию, было бы продуктивнее. В итоге шеринг мне показался мне немного смазанным. Но что-то для себя и про себя важного я вынесла. И вообще, проблемное обсуждение - это здорово.
Ну а после обсуждения гомосексуальности, я отправилась за сексом, наркотиками и не только к Ноздрачевой Т. и Бережной И. Ни секса, ни наркотиков, ни кое-чего не нашла. Возможно, так оно и было задумано ведущими и когда-нибудь ещё отзовётся. В общем, зря потратила время и устала, в результате чего снова не дошла до круглого стола.
Зато наконец-то добыла для себя съедобную еду, отличную от хлеба и сырых овощей - добрались-таки до Пушкино. И вечер провела, играя в "Крокодила" с народом из нашей обучающей группы. Заодно и познакомились :)

На третий день, в субботу, заметно похолодало. А настроение стало совсем новогодним и прощальным.
На лекции рассматривали кризис аномии в том виде, как он может происходить в гештальт сообществе, при этом используя метафору больной личности. Было жаль, что я опоздала.
Зато на мастерскую Валамина А. и Прокопюк С. я была первой. Собственно, в рамках мастерской развивалась идея о гневе и вражде как результате остановленной близости. О том, как наши проекции и ожидания от человека сначала не позволяют нам видеть его настоящим, заставляя очаровываться, а затем, облетая, частенько превращают его во врага. Для меня эта мастерская дала время и пространство поработать со своим гневом к одному человеку, с которым мне в последнее время довольно тяжело приходится. И, действительно, из-за гнева постепенно вышло на передний план разочарование и обида за это разочарование, а там и гнев прошел. Кто знает - может, когда увидимся, будет возможность взаимодействовать на новом уровне.
Мастерская "Никто не забыт, ничто не забыто" про третьего в отношениях мне показалась достаточно скучной. Мы записали недостатки наличия третьего в отношениях и достоинства (ресурсы), разбились на пары и обменялись списками. Было скучно, если бы не человек в паре, с которым мы спокойно обсудили тему.
А после перерыва была лекция Д.А. Леонтьев - про изменения и развитие. До момента её начала, я не сознавала, насколько же я соскучилась по мгушной академичности. По полету теоретически подкованного ума, который жонглирует концептами и цитатами, объединяя, осмысляя, перерабатывая то, с чем каждый из нас каждый день сталкивается. Как-то так сложилось, что последние пару лет я обесценивала свой психфаковский фон. Охотно поддакивала тем, кто говорил: "Образование в МГУ бесполезно". Скорее, оно несвоевременно. Оно нужно и необходимо на стадии рефлексии своего профессионального опыта, на стадии вывода к свету своего мировоззрения. Конечно, применительно к пустой голове экс-школьника - это рано, а часто ещё и вне зоны ближайшего развития. А сама лекция была попыткой предложить общую теорию изменения. Одной из многих идей Д.А., что мне понравились, было то, что развитие во многом связано с усложнением. Если бы мозг человека был настолько прост, что мы могли бы его понять, то мы были бы слишком тупы, чтобы его понять. И каждый выход на новый уровень готовит новые задачи, более сложные. Поэтому часто развитие останавливается, за ненадобностью. Но находятся сумасшедшие люди, которые лезут вверх, сохраняя общечеловеческий вектор усложнения познания.
Завершение процесс-группы было очень теплым и... ритуальным. Спасибо С. Бец и Т. Нежельской и всем участникам - с вами было хорошо и конфиденциально.
Приятным сюрпризом на праздничном концерте стало появления Максима Кучеренко. "Кхм, - подумала я. - Ехала на конференцию, а попала на акустику Ундервуда". Ну а песни В. Каневского, которые я пропустила, опоздав на концерт, послушала позже, в узком кругу.
Gestalt-party был удивительным открытием. В том смысле, что в моей жизни все ещё есть место танцу, пусть и довольно примитивному, дискотечному, есть место движению и ощущению тела. Собственно, никто не в силах это у меня отнять, а ведь ещё неделю назад казалось... . и тело даже не отомстило за танец от звонка до звонка. Что было важно, потому что впереди был ещё один день.

И начался он с лекции Жана Мари Робина о том, как психотерапия влияет на... социальную реальность. О том мировоззрении, что скрывается в каждом вопросе психотерапевта. И как оно транслируется клиенту, а через него реализуется в обществе.
Выбор мастерской был совсем невыносимым - на последний день организаторы отложили все самое сладкой. Я пошла к Мазур Е. на "Исцеление травмы". Самой работе предшествовала достаточно ёмкая лекция о теории психологической травмы и о подходах к её терапии. Елена рассказал об основных принципах работы в рамках бодинамического анализа Питера Левина, об основных этапах работы с травмой. Показала несколько упражнений на широкой аудитории и одну работу в кругу с конкретным случаем. Интересным было обсуждение после работы, особенно в полемике с Ф. Коноровым: в чем бодинамика отличается от катарсических методов, которые так же казалось бы дают возможность телесно реализовать остановленные в травматическом опыте действия.
Ну а потом было закрытие конференции. Увы, у меня не было возможности попасть на мастерскую Ж.М. Робина. Может быть, когда-нибудь ещё предоставится такой шанс.

Cев в маршрутку уже в Москве, я вдруг поняла, что в моей жизни по-прежнему есть место для танца и любви к року, для психологии и магии, для нефорства и академичности. Просто после всех потрясений сочетание другое, границы чуть более проницаемы и нужна новая форма для реализации все тех же импульсов. И, наверное, помимо всей пережитой феноменологии, это было самым ценным ресурсом, который я привезла с собой домой. В этом теперь и живу. Очень непривычно. Постоянно робко притрагиваюсь к границам областей, которые привычно пыталась разорвать, разнести, расчленить. Пытаюсь слушать не звуки, а симфонию. Время собирать камни.
Благодарна организаторам конференции, своим тренерам, своей новой расширенной группе, себе и всем-всем-всем. Вот так вот - обрела там, где не ждала, то, на что не надеялась.

P.S. А ещё! Представляете! Всё было вовремя!!! Ну или почти всё.
Tags: гештальт, конференции, прикладное ведовство, психологическая школа, психология_
Subscribe to Telegram channel ta
Subscribe
promo ta september 3, 2017 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments