Татьяна (ta) wrote,
Татьяна
ta

Categories:

"Прометей 2012" - 68/100 дней радости


Чем дальше, тем более анахроничными становятся мои записи.
В воскресенье я сходила на "Прометея" и решила, что писать про него не буду. Как о чем-то слишком интимном и глубоком. Ощущение это было сродни присутствию на закрытом ритуале. И в этом смысле хочется выразить уважение Ридли Скотту, который умудрился ритуальное пространство вписать в массовый фильм. По сути, он совершил два таинства: оплодотворил вселенную Чужих мифом и организовал мистерию, в которую пригласил зрителя. О последней части писать сложно - как обычно, вообще, сложно говорить о нуменозном. Когда слова меркнут. Я, например, впервые не спала после чужих не от кошмаров, а от избытка открывшейся энергии и возбуждения поставленными вопросами, от предчувствия аннигиляции не животной, но божественной. Но тут слова мои путаются. О мифологических пластах говорить проще, потому что они более логичны, нежели чувственны.
Я уже призналась, что не собиралась писать о "Прометее". Что меня вынудило? Подавляющее большинство сдержанных и негативных отзывов о "Прометее" во френдленте. Уже несколько раз я порывалась писать апологию "Прометея", но неизбежно сбивалась на яд-с в отношении отдельных рецензентов. Но потом я встретила два текста, которые меня успокоили, позволили разобраться в своих чувствах и расставили точки над i. Увы, один в блоге many_years_ago подзамочный, второй вполне себе открытый у cavalorn, но на английском. Это посты не из серии "подпишусь под каждым словом". Нет, это посты про то, как можно было смотреть "Прометея" и чего от зрителя ожидал режиссер, но, увы, en masse просчитался. Рекламная компания, трейлер, его собственные недомолвки в интервью обещали зрителю чужих с кислотой, мясом и кишками (кстати, все в кадре присутствует). Сама вселенная диктовала паранойяльные конфликты между интересами человека и жаждой корпорации. А Ридли Скотт предложил зрителю разгадывать секрет мироздания. Заметьте, он предложил разгадывать, а не разгадку. Поэтому даже те, кто с первых кадров смог перестроиться и расположиться в кресле удобнее, ожидая получить фирменный ответ на главный вопрос жизни, вселенной и вообще от Ридли Скотта, не услышали хоть какого-нибудь "42". Потому что в фильме ни один из героев, какой бы мотивацией он ни был движим, ответа не получил. Знаете почему? Потому что Ридли Скотт построил пространство, в котором каждый мог бы получить свой ответ, в рамках своей вселенной и вообще. Народ пошел на хоррор, а ему продают сюрреализм с религиозным подтекстом и заставляют думать и осознавать.
Для этого, снова обращаясь к безумному Гигеру, Ридли Скотт на далекой планете возвел Храм Жизни и Смерти. В нем он расположил точку, которая разворачивается в жизнь такую, каков её творец. И именно творение наблюдает зритель кадр за кадром.
Сначала - первичное, чистое, по крайней мере, эффективное творение первым Инженером всего живого на Земле через самопожертвование. Чтобы пришел новый король, старый должен умереть.
Затем - творение человеческое, убогое и прекрасное одновременно. Надменный гомункул, казалось бы лишенный чувств и эмоций, но способный восторгаться прекрасным в мире и мечтающий уничтожить своего отца. Чтобы пришел новый король, старый должен умереть. Но, увы, андроид не способен к творению жизни сам по себе. Поэтому, чтобы причаститься творения, ему требуется бесплодная женщина по имени Елизавета, её влюбленный и преданный супруг и чуть-чуть инопланетной магии.
И это уже третье творение в кадре, правда, не по счету. Болезненное порождение Элизабет на свет кошмара, против её воли, фактически результата любви и насилия одновременно. Интересно, что в экипаже есть бесплодная пара, которая на самом деле вместо семени несет в себе идею познания. Эта идея яркая и застит зрителю глаза. Не позволяет заметить, что старик, глава корпорации, приходит к своим богам не просто получить ответ на вопрос жизни, вселенной и вообще, и даже не получить бессмертие, он приходит со своей предъявой и своими творениями: дочерью, лишенной чрезмерной человечности условиями воспитания, и андроидом, лишенным человечности по определению (меня сделали похожим на вас, надеюсь, не слишком).
Четвертым творением стало проникновение людей в комнату с амфорами, якобы изменившее баланс чего-то там в атмосфере храма. Тут я целиком солидарна с cavalorn: обманчивое и слишком простое объяснение. Лишь наличие живого, одухотворенного, дышащего и чувствующего запускает механизм, который приведет к трагическим последствиям. Интересно, что "лабиринт смерти" в некотором метафорическом смысле подобен безжизненному лону Элизабет. А человеческое - дух выживания, страха, жажды наживы - производит извращенное оплодотворение, как и андроид руками человека.
Пятое творение - рождение чужого из тела Инженера, не желавшего сдаваться до последнего. Дважды извращенное рождение - плод любви и насилия в соединении с королем, не способным уйти в срок. Оно не могло быть иным, кроме как извращенным, потому что, чтобы пришел новый король, старый должен умереть. Творение дважды обошедшее стороной жертву: в результате него родится Чужой, лишенный жалости и жертвенности, но наделенный самой сильной во вселенной жаждой выживать.
Красной нитью по изнанке творения проходит противоборство между двумя тенденциями: самопожертвованием и самосохранением. "Это есть в вас", - говорит андроид Элизабет о потрясающем инстинкте выживания. Это есть в каждом творце, даже в андроиде, даже в Инженерах. Поэтому Инженер у водопада будто бы колеблется перед тем, как принять яд (Take this cup away from me / For I don't want to taste its poison) и поделиться своим ДНК с безжизненной планетой.
Многие обратили внимание на то, что наконец-то на корабль не пускают зараженных. Это новый и логичный шаг в космическом хорроре, но обратите внимание на противоборство Мередит Викерс, выживальщицы, и супруга Элизабет, который сам готов расстаться с жизнью ради безопасности остальных членов экипажа. Воплощенные самосохранение vs самопожертвование.
С точки зрения выживателя, Инженеры однозначно злы. Поэтому, как только начинают погибать люди, капитану корабля приходит в голову идея о биологическом оружии. Элизабет, пережив ужас аутоаборта через кесарево сечение, считает, что творцы хотят уничтожить человечество. cavalorn приводит свое объяснение, за что они с нами так, отсылая зрителя к Новому Завету, тем более, что режиссер сделал все, чтобы те, кто готов, к нему обратились. Но здесь возможна ещё одна трактовка, перекликающаяся с яблоком познания и гранатом Аида. Человек, используя орудие первичного созидания, созидания номер один в кадре, но не приправив его самопожертвованием, творит то, что творит, и не ведает, что творит. Ну а там, где не осталось ни самосохранения, ни самопожертвования, с точки зрения Ридли Скотта, судя по всему остается познание. Чистое познание.
В принципе, Ридли Скотт мог бы снять фильм про что угодно: про антропологов на дне каких-нибудь земных пещер, а ещё лучше под водой или во льдах, он мог бы сделать эпическое фэнтези на ту же тему, но он снял «Чужого». Новый чужой цитирует предыдущие фильмы аккуратно и со вкусом, ровно столько, чтобы не перерасти в бездарное самоцитирование и тем более перефраз работы Кэмерона. Наверное, оно даже оправданно: интересно, что Рипли с 1 по 4 фильмы про чужих проходит свой путь от самосохранения до самопожертвования. Причем неоднократно
Tags: 100 дней радости, жанры: horror, кино, космос, мифология, отзывы, религия
Subscribe to Telegram channel ta
Subscribe

Posts from This Journal “мифология” Tag

  • Европейские мифы в детективах

    С большим удовольствием посмотрела “Перевал” и “Дублинские убийства”. С одной стороны – это просто детективы, с другой…

  • Чуть-чуть предновогоднего кабинета

    Насыщенный профессионально получился год. Завершила обучение на третьей ступени, одну специализацию прошла и спецкурс. Познакомилась с Арие…

  • No evil на русском

    No evil — серия мультфильмов Бетси Ли. Боги, богини, мифы, басни… в главных ролях антропоморфные зверушки. Мифология смешанная, но…

  • (no subject)

    Так вот как-то оно все. Комментировать можно тут, а можно там, прямо в windchi.me.

  • “Скандинавские боги” Нила Геймана

    Восторжена и разочарована. Начну с конца. Разочарована в чем? Я ожидала историю Среды, надеялась на новую встречу с Вотаном, перерожденным…

  • Мизантропики скурносились – 7

    – Это у вас кризис? – между делом произносит она, всматриваясь внимательно в подоконник и пейзаж за окном. Там, конечно, закат и…

  • Про “Меч короля Артура”

    Посмотрела “Меч короля Артура”. Пережила детский восторг, на который считала себя не способной. Восторг, как в мои лет 10 после…

  • Разыскивается бог?

    У кого-то весеннее расхламление, а у меня захламление. Забрала у родителей часть вещей, которые когда-то забрать не могла по тем или иным причинам,…

  • Айтварас Наррентурм. «Я в белого зайца оборочусь»: Остара-2017 от S.A.

    Это так прекрасно, что не могу удержаться и не запостить. Оригинал взят у veris_sacri в Айтварас Наррентурм. «Я в белого зайца оборочусь»:…

promo ta september 3, 2017 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments