Татьяна (ta) wrote,
Татьяна
ta

Category:
  • Mood:

Полезны ли фильмы ужасов для психики?

green-horror-eye Я продолжаю отвечать на вопросы о психологии. Зачем и почему, я писала тут. Попался такой интересный вопрос и столько всего удалось нарыть в процессе, что не могу не поделиться ответом. Тем более, что сама люблю horror, как жанр.
И так, если вы спросите: “Полезны ли фильмы ужасов для психики?” – мой ответ будет: “И да, и нет”. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо конкретизировать: кто смотрит фильмы ужасов и в каких условиях. Существует большое количество авторов, которые считают, что фильмы ужасов вредны для всех, особенно для детей и юношей, могут иметь длительные последствия в виде повышенной тревожности, нарушений сна и аппетита, тошноты, разного рода болей в теле (Harrison C., Cantor J. Tales from the screen: Enduring fright reactions to scary media. Media Psychology 1 (2): 97-116). Но на самом деле все не так просто.

1. С точки зрения психологии, при взаимодействии с любым произведением искусства, человек переживает различные эмоции. Как правило, фильмы ужасов активно включают эмоции страха и отвращения. При этом человек реагирует так, будто бы угроза для него реальна: наблюдается учащение сердцебиения, повышение артериального давления, потливость рук и т.д. Сами по себе эти проявления не являются ни вредными, ни полезными. Кому-то такой тонус помогает более активно включиться в жизнь. Для кого-то является чрезмерной стимуляцией, может вызвать состояние повышенной тревоги, временное нарушение сна и даже приступ панической атаки.

Есть данные о том, как меняется поведение людей после просмотра фильмов ужасов. Например, если в фильме ужасов есть сцены курения, то курильщик выйдет из зала с большим желанием курить, чем если бы он увидел курение в фильме без насилия и пугающих моментов (Sargent J.D., Maruska K., Morgenstern M., Isensee B., Hanewinkel R. Movie smoking, movie horror, and urge to smoke. Przegl Lek. 2009; 66(10): 545–547). После просмотра ужасов и фильмов со сценами насилия людям больше хочется съесть сладенького (Mattar L., Zeeni N., Bassil M.Effect of movie violence on mood, stress, appetite perception and food preferences in a random population. European journal of clinical nutrition. 2014 Dec 10. doi: 10.1038/ejcn.2014.262).

2. Интересно, что негативные эффекты от просмотра фильмов ужасов чаще проявляются у людей, которые не любят фильмы ужасов. Все известные мне исследования корреляционного типа, поэтому нельзя сказать с уверенностью, что является причиной, что следствием: то ли нелюбители ужасов стали такими, в результате отрицательных эффектов от просмотра; то ли просмотр нелюбимых фильмов приводит к усилению негативных эффектов от ужасов. Как правило, нелюбители ужасов обладают высокой эмпатией и меньшей агрессивностью в сравнении с теми, кто получает от фильмов ужасов удовольствие (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237).

А что же с любителями ужасов? Выделен ряд их психологических особенностей и особенностей реакции мозга на нейтральные и пугающие отрывки фильмов (Straube T., Preissler S., Lipka J., Hewig J., Mentzel H.J., Miltner W.H. Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping. 2010 Jan;31(1):36-47). Их передняя поясная кора и островковая доля мозга – структуры связанные с субъективным ощущением возбуждения – менее активны при просмотре нейтральных сцен. Так же им более свойственен поиск острых ощущений, который, вероятно, компенсирует недостаток возбуждения в обычных условиях. При этом просмотр фильмов ужасов – один из немногих социально приемлемых и безопасных для жизни способов компенсации (в отличие от экстремальных видов спорта или азартных игр, например). Полезно это или нет – оцените сами.

3. Если посмотреть на фильмы ужасов с точки зрения психотерапевта, легко заметить, что режиссеры фильмов ужасов используют наиболее эффективные и традиционные триггеры страха. То есть такие явления, которые пугают многих людей. Поэтому зрителю легко идентифицироваться с персонажем, который тоже испуган. При этом ситуация просмотра фильма в кинотеатре или дома с друзьями является безопасной. Это похоже на метод экспозиции триггера фобии, который используется когнитивно-бихевиоральными психотерапевтами для того, чтобы снизить реакцию клиента на пугающие стимулы, например, пауков, змей и т.д. При регулярном наблюдении пугающих явлений в безопасной обстановке человек может стать “более смелым” в отношении них.

Однако просмотр фильмов ужасов все-таки отличается от психотерапии наличием большого количества неконтролируемых факторов. Для людей, переживших психологическую травму, просмотр фильма с похожей ситуацией может привести к повторному травмированию и ухудшению состояния. При этом, поскольку люди, пережившие психологическую травму, сами нередко стремятся к повторению травмирующих событий, они могут бессознательно подбирать для просмотра соответствующие фильмы.

4. С точки зрения нейронаук, мозговая активность человека, просматривающего фильм ужасов похожа на мозговую активность человека, переживающего страх, но с одним отличием (Straube, T., Preissler, S., Lipka, J. et al. (2010). Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping, 31, 36–47). Важную роль в реализации реакции страха человека играет структура, которая называется миндалина. Однако в исследованиях Страуба и ряда других авторов, миндалина при просмотре страшных сцен активируется не больше, чем при просмотре нейтральных. Переживание страха при просмотре кино связано с активацией дорзомедиальной префронтальной коры, которую относят к “медленной системе эмоций”. Они реагируют не на внезапную и сиюминутную угрозу, как миндалина, а на потенциально ожидаемые последствия ситуации. В этом смысле ситуация просмотра фильма ужасов не сильно отличается от напряженных размышлений о том, какую оценку преподаватель поставит на экзамене, заметит ли начальник вашу оплошность в отчете и т.д. То есть польза или вред снова будут определяться тем, насколько ваш уровень возбуждения соответствует актуальным задачам.

Психологи описывают взаимосвязь возбуждения и эффективности решения задач куполообразной кривой (закон Йеркса-Додсона). При повышении активации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение после достижения плато приводит к снижению продуктивности. При этом при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень активации.

5. А как же дети? Существует теория, которая частично подтверждается данными, что возможность получать удовольствие от фильмов ужасов, а также фильмов со сценами насилия, развивается с возрастом (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237). И если мы посмотрим на исследования младшей и средней школы, то увидим корреляцию между удовольствием от просмотра ужасов и возрастом. Но если обратиться ко взрослым выборкам, то там такой корреляции наблюдаться не будет. Можно предположить, что к старшим классам дети научаются получать удовольствие от подобных фильмов. Затем, видимо, у части людей берет верх стремление к острым ощущениям, а у других избегание неприятных переживаний.

Малышам бывает сложно отличить реальность и вымышленный мир на экране. Поэтому страшные сцены в кино могут стать травмирующим фактором. Однако с момента освоения ролевой игры, дети научаются отличать сказки от реальных историй. В раннем школьном возрасте они будто бы становятся одержимы страшными историями. Есть теории, которые предполагают, что как раз в этом возрасте они овладевают способами обращения со неприятными эмоциями, в том числе страхом. Поэтому в поддерживающей обстановке страшное кино может стать материалом для воспитания смелости и развития чувства реальности. Когда человек может сказать: “То, что происходит на экране происходит не со мной”, а также “Я сейчас очень боюсь, но в любой момент могу выключить телевизор”. Подобные способы защиты от негативного эмоционального воздействия просматриваемых фрагментов фильмов предлагал Ричард Лазарус.

Итак: фильмы ужасов могут быть полезны для снижения чувствительности к пугающим обстоятельствам (десентизации); для повышения уровня активации (если вам это зачем-то нужно); для формирования и развития стратегий обращения со страхом и отвращением. Однако они могут быть вредны и вызвать ряд неприятных симптомов, в том числе иметь длительные последствия для людей с повышенной возбудимостью и высокой личностной тревожностью; склонных сильно отождествляться к персонажами на экране; маленьких детей, еще не различающих вымысел и реальность; людей переживающих посттравматическое стрессовое расстройство. Как правило, негативные эффекты меньше проявляются у людей, которые любят фильмы ужасов.

Источник

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Пожалуйста, комментируйте по ссылке в La Psychologie Verte.

Tags: psyvert, жанры: horror, исследования, кино, популярная психология
Subscribe to Telegram channel ta
Subscribe

Posts from This Journal “популярная психология” Tag

promo ta september 3, 2017 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

Beststabrk

May 17 2018, 07:58:57 UTC 2 years ago

  • New comment
Психотерапевт в силу коммерческой составляющей своей деятельности — этот тот, кто боится говно назвать говном, убицу — убийцей и т. д. Если простыми словами, то "польза" от "фильмов ужаса" ничтожна, ситуативна, мало кому полезна. В целом, фильмы ужасов, тем более, что в 999 случаях из 1000 они описывают вымышленные страхи (например, перед "живыми мертвецами" — после просмотров таких "фильмов" человек не "перестанет бояться, что мертвецы оживут", а наоборот, станет бояться, что мертвецы могут "ожить", хотя до этих "фильмов" чётко знал, что не могут) на психику влияют однозначно деструктивно. Если ребёнку это смотреть нельзя, кто сказал, что человеку с окрепшей психикой можно и нужно?!

"Психологи", проверьтесь у психиатров, а то строчить тысячи "научных статеек", где нет однозначных выводов, будете всю свою жизнь, чем, впрочем, подавляющее большинство из вас и занимается. Если ты не дал чёткой оценки — "исследуй" хоть заисследуйся.