?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

green-horror-eye Я продолжаю отвечать на вопросы о психологии. Зачем и почему, я писала тут. Попался такой интересный вопрос и столько всего удалось нарыть в процессе, что не могу не поделиться ответом. Тем более, что сама люблю horror, как жанр.
И так, если вы спросите: “Полезны ли фильмы ужасов для психики?” – мой ответ будет: “И да, и нет”. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо конкретизировать: кто смотрит фильмы ужасов и в каких условиях. Существует большое количество авторов, которые считают, что фильмы ужасов вредны для всех, особенно для детей и юношей, могут иметь длительные последствия в виде повышенной тревожности, нарушений сна и аппетита, тошноты, разного рода болей в теле (Harrison C., Cantor J. Tales from the screen: Enduring fright reactions to scary media. Media Psychology 1 (2): 97-116). Но на самом деле все не так просто.

1. С точки зрения психологии, при взаимодействии с любым произведением искусства, человек переживает различные эмоции. Как правило, фильмы ужасов активно включают эмоции страха и отвращения. При этом человек реагирует так, будто бы угроза для него реальна: наблюдается учащение сердцебиения, повышение артериального давления, потливость рук и т.д. Сами по себе эти проявления не являются ни вредными, ни полезными. Кому-то такой тонус помогает более активно включиться в жизнь. Для кого-то является чрезмерной стимуляцией, может вызвать состояние повышенной тревоги, временное нарушение сна и даже приступ панической атаки.

Есть данные о том, как меняется поведение людей после просмотра фильмов ужасов. Например, если в фильме ужасов есть сцены курения, то курильщик выйдет из зала с большим желанием курить, чем если бы он увидел курение в фильме без насилия и пугающих моментов (Sargent J.D., Maruska K., Morgenstern M., Isensee B., Hanewinkel R. Movie smoking, movie horror, and urge to smoke. Przegl Lek. 2009; 66(10): 545–547). После просмотра ужасов и фильмов со сценами насилия людям больше хочется съесть сладенького (Mattar L., Zeeni N., Bassil M.Effect of movie violence on mood, stress, appetite perception and food preferences in a random population. European journal of clinical nutrition. 2014 Dec 10. doi: 10.1038/ejcn.2014.262).

2. Интересно, что негативные эффекты от просмотра фильмов ужасов чаще проявляются у людей, которые не любят фильмы ужасов. Все известные мне исследования корреляционного типа, поэтому нельзя сказать с уверенностью, что является причиной, что следствием: то ли нелюбители ужасов стали такими, в результате отрицательных эффектов от просмотра; то ли просмотр нелюбимых фильмов приводит к усилению негативных эффектов от ужасов. Как правило, нелюбители ужасов обладают высокой эмпатией и меньшей агрессивностью в сравнении с теми, кто получает от фильмов ужасов удовольствие (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237).

А что же с любителями ужасов? Выделен ряд их психологических особенностей и особенностей реакции мозга на нейтральные и пугающие отрывки фильмов (Straube T., Preissler S., Lipka J., Hewig J., Mentzel H.J., Miltner W.H. Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping. 2010 Jan;31(1):36-47). Их передняя поясная кора и островковая доля мозга – структуры связанные с субъективным ощущением возбуждения – менее активны при просмотре нейтральных сцен. Так же им более свойственен поиск острых ощущений, который, вероятно, компенсирует недостаток возбуждения в обычных условиях. При этом просмотр фильмов ужасов – один из немногих социально приемлемых и безопасных для жизни способов компенсации (в отличие от экстремальных видов спорта или азартных игр, например). Полезно это или нет – оцените сами.

3. Если посмотреть на фильмы ужасов с точки зрения психотерапевта, легко заметить, что режиссеры фильмов ужасов используют наиболее эффективные и традиционные триггеры страха. То есть такие явления, которые пугают многих людей. Поэтому зрителю легко идентифицироваться с персонажем, который тоже испуган. При этом ситуация просмотра фильма в кинотеатре или дома с друзьями является безопасной. Это похоже на метод экспозиции триггера фобии, который используется когнитивно-бихевиоральными психотерапевтами для того, чтобы снизить реакцию клиента на пугающие стимулы, например, пауков, змей и т.д. При регулярном наблюдении пугающих явлений в безопасной обстановке человек может стать “более смелым” в отношении них.

Однако просмотр фильмов ужасов все-таки отличается от психотерапии наличием большого количества неконтролируемых факторов. Для людей, переживших психологическую травму, просмотр фильма с похожей ситуацией может привести к повторному травмированию и ухудшению состояния. При этом, поскольку люди, пережившие психологическую травму, сами нередко стремятся к повторению травмирующих событий, они могут бессознательно подбирать для просмотра соответствующие фильмы.

4. С точки зрения нейронаук, мозговая активность человека, просматривающего фильм ужасов похожа на мозговую активность человека, переживающего страх, но с одним отличием (Straube, T., Preissler, S., Lipka, J. et al. (2010). Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping, 31, 36–47). Важную роль в реализации реакции страха человека играет структура, которая называется миндалина. Однако в исследованиях Страуба и ряда других авторов, миндалина при просмотре страшных сцен активируется не больше, чем при просмотре нейтральных. Переживание страха при просмотре кино связано с активацией дорзомедиальной префронтальной коры, которую относят к “медленной системе эмоций”. Они реагируют не на внезапную и сиюминутную угрозу, как миндалина, а на потенциально ожидаемые последствия ситуации. В этом смысле ситуация просмотра фильма ужасов не сильно отличается от напряженных размышлений о том, какую оценку преподаватель поставит на экзамене, заметит ли начальник вашу оплошность в отчете и т.д. То есть польза или вред снова будут определяться тем, насколько ваш уровень возбуждения соответствует актуальным задачам.

Психологи описывают взаимосвязь возбуждения и эффективности решения задач куполообразной кривой (закон Йеркса-Додсона). При повышении активации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение после достижения плато приводит к снижению продуктивности. При этом при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень активации.

5. А как же дети? Существует теория, которая частично подтверждается данными, что возможность получать удовольствие от фильмов ужасов, а также фильмов со сценами насилия, развивается с возрастом (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237). И если мы посмотрим на исследования младшей и средней школы, то увидим корреляцию между удовольствием от просмотра ужасов и возрастом. Но если обратиться ко взрослым выборкам, то там такой корреляции наблюдаться не будет. Можно предположить, что к старшим классам дети научаются получать удовольствие от подобных фильмов. Затем, видимо, у части людей берет верх стремление к острым ощущениям, а у других избегание неприятных переживаний.

Малышам бывает сложно отличить реальность и вымышленный мир на экране. Поэтому страшные сцены в кино могут стать травмирующим фактором. Однако с момента освоения ролевой игры, дети научаются отличать сказки от реальных историй. В раннем школьном возрасте они будто бы становятся одержимы страшными историями. Есть теории, которые предполагают, что как раз в этом возрасте они овладевают способами обращения со неприятными эмоциями, в том числе страхом. Поэтому в поддерживающей обстановке страшное кино может стать материалом для воспитания смелости и развития чувства реальности. Когда человек может сказать: “То, что происходит на экране происходит не со мной”, а также “Я сейчас очень боюсь, но в любой момент могу выключить телевизор”. Подобные способы защиты от негативного эмоционального воздействия просматриваемых фрагментов фильмов предлагал Ричард Лазарус.

Итак: фильмы ужасов могут быть полезны для снижения чувствительности к пугающим обстоятельствам (десентизации); для повышения уровня активации (если вам это зачем-то нужно); для формирования и развития стратегий обращения со страхом и отвращением. Однако они могут быть вредны и вызвать ряд неприятных симптомов, в том числе иметь длительные последствия для людей с повышенной возбудимостью и высокой личностной тревожностью; склонных сильно отождествляться к персонажами на экране; маленьких детей, еще не различающих вымысел и реальность; людей переживающих посттравматическое стрессовое расстройство. Как правило, негативные эффекты меньше проявляются у людей, которые любят фильмы ужасов.

Источник

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Пожалуйста, комментируйте по ссылке в La Psychologie Verte.

Subscribe to Telegram channel ta

Posts from This Journal by “популярная психология” Tag

  • Про ограничения

    Удивительно, насколько современная поп-психология, одержимая границами, не любит понятие “ограничение”. “Все ограничения в твоей…

  • А что так можно было? Или такой очевидный скрытый ресурс группы

    В этой заметке я размышляю над своим опытом, ценностью групповой работы, а также приглашаю в групповой проект, который мы ведем с Ирой Желановой.…

  • (no subject)

    Все собираюсь продолжить писать про ресурсы и способности, но вечно отвлекаюсь на экзистенциальные данности. Они переплетаются и заставляют то…

  • Тело-Я, заметки на полях конспекта по телесной гештальт-терапии. Часть 2. Про ресурсы и состояния

    Ого, почти год назад я выложила первый текст моих конспектов на полях по телесной гештальт-терапии! Год пролетел незаметно, но не прошел даром. Я…

  • Мара Олтман “Тело дрянь”

    – Это книга какой-то сумасшедшей женщины? – спросил Егор. – Вроде не сумасшедшей, – с осторожностью отвечаю я. Шел третий день…

  • Про нет

    В популярной психологии часто говорят о способности человека говорить “нет”. Забывая о симметричном навыке слышать и принимать…

  • Понять легко, сделать сложно

    Моя коллега, Юля humming_carabusЛишафаева написала важный текст. Вся моя боль 15 лет работы в высшем образовании в одном посте. Цитирую:…

  • У меня эмоции. Что делать?

    Картинка нарисовалась давно. Сегодня к месту. Мы тут с Ирой Желановой подумали: а не сделать ли несколько терапевтических групп двухдневных, по…

  • post

    Как метко описано. Часто встречаюсь с запросом про бессилие и благоговение перед чиновниками. За ними нередко стоит опыт подчинения большим и…

promo ta september 3, 2017 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…

Comments

( Уже высказались: 41 — Высказаться )
asteriascarlett
Aug. 15th, 2015 09:46 am (UTC)
А ещё цинизм развивается. Когда фильмы ужасов начинаешь смотреть как комедии. Такое тоже бывает.
ta
Aug. 15th, 2015 07:04 pm (UTC)
Ага. Это один из способов обращения с пугающими ситуациями. Просто не единственный из всех возможных
... - stabrk - May. 17th, 2018 08:02 am (UTC) - Expand
marikyare
Aug. 19th, 2015 11:00 am (UTC)
ДраКошк, а насколько вообще разводятся в стороны такие явления/понятия, как агрессия и агрессивность?
ta
Aug. 19th, 2015 11:42 am (UTC)
Агрессия - это реальное поведение, которое направлено на причинение вреда в той или иной форме.
Агрессивность - склонность человека к этому поведению.
Как общение и общительность.
Это деление устанавливается в психологии с конца 90ых где-то. В текстах до этого периода много мешанины. Отчего они не менее ценны, потому что лучше Лоренца, кто об агрессии расскажет

Edited at 2015-08-19 11:44 am (UTC)
... - marikyare - Aug. 19th, 2015 12:18 pm (UTC) - Expand
... - ta - Aug. 19th, 2015 01:49 pm (UTC) - Expand
... - stabrk - May. 17th, 2018 08:04 am (UTC) - Expand
Ruslan Moiseev
Sep. 5th, 2015 11:58 am (UTC)
Строго говоря, есть еще один важный момент.
Любые вымышленные реальности, с которыми мы активно контактируем - будь то фантазирование или знакомство с произведениями искусства - влияют на отражение нами реального мира и взаимодействие с ним, как бы хорошо мы не умели отличать реальность от вымысла. Мало того, что они задают некий эмоциональный фон, они являются источником глубинных представлений о том, что нормально и допустимо. Грубо говоря, если я постоянно буду смотреть фильмы и читать книги, в которых люди грубят друг другу, я буду знать, что все те ситуации, в которых персонажи грубят друг другу - вымышленные, но при этом в реальной жизни грубость в общении станет в моем представлении чем-то более нормальным и обыденным. Через это реализуется воспитательная функция искусства, его функция поддерживать или видоизменять социальные нормы. А фильмы ужасов - это фильмы, где творятся всякие нехорошие вещи, и их активный просмотр может влиять на нашу оценку этих нехороших вещей.
Но здесь вылезает большое количество сложноучитываемых моментов - понравился или не понравился фильм и если понравился - то чем, какую оценку давали происходящему персонажи, какую идею проводили через этот фильм сценарист и режиссер, почему возникла потребность в просмотре именно такого фильма и была ли эта потребность связана с внутренними факторами или с влиянием социального окружения/навязчивой рекламой или вообще потребности такой не было, была потребность посмотреть что-то мимимишное, но по телевизору мимимишного не было, зато было вот это, а сюжет затянул...
В общем, это уже скорее не про потенциальный вред фильмов ужасов, а про потенциальный вред современного коммерческого масскульта и рекламы.
ta
Sep. 5th, 2015 04:51 pm (UTC)
Такой ли уж вред? Больше похоже на ресурс изменения
... - Ruslan Moiseev - Sep. 5th, 2015 04:58 pm (UTC) - Expand
... - ta - Sep. 5th, 2015 07:49 pm (UTC) - Expand
... - Ruslan Moiseev - Sep. 5th, 2015 09:19 pm (UTC) - Expand
... - stabrk - May. 17th, 2018 08:05 am (UTC) - Expand
... - Coca-cola - May. 17th, 2018 08:19 am (UTC) - Expand
stabrk
May. 17th, 2018 07:58 am (UTC)
Психотерапевт в силу коммерческой составляющей своей деятельности — этот тот, кто боится говно назвать говном, убицу — убийцей и т. д. Если простыми словами, то "польза" от "фильмов ужаса" ничтожна, ситуативна, мало кому полезна. В целом, фильмы ужасов, тем более, что в 999 случаях из 1000 они описывают вымышленные страхи (например, перед "живыми мертвецами" — после просмотров таких "фильмов" человек не "перестанет бояться, что мертвецы оживут", а наоборот, станет бояться, что мертвецы могут "ожить", хотя до этих "фильмов" чётко знал, что не могут) на психику влияют однозначно деструктивно. Если ребёнку это смотреть нельзя, кто сказал, что человеку с окрепшей психикой можно и нужно?!

"Психологи", проверьтесь у психиатров, а то строчить тысячи "научных статеек", где нет однозначных выводов, будете всю свою жизнь, чем, впрочем, подавляющее большинство из вас и занимается. Если ты не дал чёткой оценки — "исследуй" хоть заисследуйся.
ta
May. 17th, 2018 02:40 pm (UTC)
Вот уж где не ожидала хайпа и троллей. Да ещё четыре года спустя. Век живи - век учись. Спасибо за внимание и поднятие рейтинга, конечно . Но ни говном, ни конфетами троллей тут кормить не будут
Vladimir Rentyuk
May. 17th, 2018 07:59 am (UTC)
Сказки
А как вам такое - похищение детей, канибализм, расчленение, похищение для секса, насильственное удержание с той же целью и пр.? Так это все русские народнык сказки для детей младшего возраста.
stabrk
May. 17th, 2018 08:08 am (UTC)
Re: Сказки
Это просто пугалки, чтобы дети не отходили далеко от дома (ушёл в лес без спроса — и вон что случилось), не ходили с чужими людьми (пошёл с незнакомым человеком в лес без спроса — и вон что случилось), жили в семье дружно (разобиделся на весь белый свет, ушёл из дому — и вон что случилось), и т. д.

Чтобы дети детёнышей животных и птенцов не трогали, ходила байка, что, если хотя бы раз прикоснуться к детёнышу или птенцу, то родитель его бросит на погибель.
... - Coca-cola - May. 17th, 2018 08:21 am (UTC) - Expand
... - stabrk - May. 17th, 2018 08:39 am (UTC) - Expand
Re: Сказки - eugine74 - May. 17th, 2018 10:57 am (UTC) - Expand
... - manona - May. 19th, 2018 08:48 pm (UTC) - Expand
drugman2013
May. 17th, 2018 09:03 am (UTC)
Короче: нравится - смотрите, не нравится - не смотрите!
(Anonymous)
May. 17th, 2018 09:07 am (UTC)
ужасы угнетают психику
(Anonymous)
May. 17th, 2018 09:36 am (UTC)
Первый ужастик, который я смотрела, был КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ. Потом пару недель не ходила одна рядом с котельной ( в нашем же доме, соседняя дверь от под'езда), ну если только с собакой, на худой конец... Потом прошло. И чего в том, что было, полезного? После ужастики специально не смотрела. Ну только по необходимости (Империю зла сын, вот хотел посмотреть....) Кстати, фильм чудовищный. Не ужасами. Идеей, что наши покойные родственники приходят нас уничтожать. В нормальной культуре ПРЕДКИ ПОМОГАЮТ. Если наоборот - это финиш. Как мне кажется, естественно.
max_filimonov
May. 17th, 2018 09:38 am (UTC)
все случаи реально индивидуальны, но в любом случае при страхе у человека вырабатывается дополнительная доза адреналина, которая как минимум, поспать ему спокойно не даст.
уж если испугался, дуй тогда в ночной клуб оттанцовываться.
А заодно и с подружкой познакомишься...
Если не напьёшься :)
livejournal
May. 17th, 2018 09:38 am (UTC)
Comment to 'Полезны ли фильмы ужасов для психики?' by ta
Пользователь max_filimonov сослался на вашу запись в своей записи «Comment to 'Полезны ли фильмы ужасов для психики?' by ta» в контексте: [...] и с подружкой познакомишься...Если не напьёшься :) View the entire thread this comment is a part of [...]
electro_veter
May. 17th, 2018 10:11 am (UTC)
Я как раз из тех, которые не любят фильмы ужасов, и при просмотре хоррора у меня портится настроение, конечно, если это не хоррор с комедийными элементами (типа "Крик").
Опишу свою точку зрения, как человека впечатлительного, эмоционального.
И назову причину. Мне неприятно, когда персонажи (люди или другие живые существа) переживают физические или душевные муки, умирают, причем все это бессмысленное, не окрашенное никакими светлыми причинами (ака пожертвовать собой ради близких и друзей). Особенно не выношу, когда страдают дети. Поэтому, например, я не перечитываю и не пересматриваю "Кладбище домашних животных", хотя произведение сильное. Но начинаю ненавидеть Кинга, который так ярко описал милого забавного Гэджа, а потом жестоко угробил его. Понимаю, что это всего лишь книга, но ничего поделать со своими чувствами не могу. Кроме того, активно бегаю от мрачной, угнетающей атмосферы в фильмах и книгах, и отсутствия хэппи-энда. Хэппи-энд, в моем понимании, это не розовые сопли, когда все выжили и счастливы. Это отсутствие безнадеги в концовке, надежда на хорошее. Опять же возьму Кинга: в конце "Сияния" безнадеги нет (поэтому и люблю эту книгу), а с "Кладбищем" - совсем по-другому.
Именно поэтому я спокойно смотрю драмы, в том числе достаточно жесткие, нормально отношусь к кровище в фантастике и фэнтези, но не смотрю хоррор. Потому что в таком кино мрачность - это главный, ключевой момент.
И есть одна разновидность ужастиков, которую просто ненавижу: где смакуют кровь-кишки-отпиливание частей тела и всяческие пытки. Это не только к "Мученицам" относится (вообще запредельный фильм), но к "Дантисту", "Восставшим из ада", "Некрономикону" и тому подобным фильмам, хотя понимаю, что никому нельзя запретить такое снимать, и у этого жанра есть поклонники, вполне нормальные люди =))
В общем, если коротко, мое отношение к ужастикам такое: нафига кого-то мучить, пугать, отправлять в ад? Ну ведь люди же они живые, разве заслужили?) Поэтому, выводы в статье более чем верные)
eugine74
May. 17th, 2018 10:18 am (UTC)
Единственная цель, которой добиваются создатели и спонсоры "фильмов ужасов" - вера в "потустороннее", формирование вместо научного взгляда на мир, веру в идеальное. Подобные фильмы - мощный элемент классовой борьбы. Никакой пользы в них нет, один сплошной вред.
electro_veter
May. 17th, 2018 10:27 am (UTC)
Не соглашусь. Если в художественном фильме показывают потустороннее, то и так ясно, что оно не существует. На указанной вами ниве больше трудятся всякие проповедники, или желтая пресса, типа Игоря Прокопенко, газет "НЛО", "Оракул"... И что идеального в вампирах и оборотнях (кстати, вот именно они нисколечко не страшные)?
... - eugine74 - May. 17th, 2018 10:35 am (UTC) - Expand
... - electro_veter - May. 17th, 2018 10:54 am (UTC) - Expand
... - eugine74 - May. 17th, 2018 10:58 am (UTC) - Expand
... - electro_veter - May. 17th, 2018 11:09 am (UTC) - Expand
... - ta - May. 18th, 2018 09:57 am (UTC) - Expand
... - electro_veter - May. 18th, 2018 03:40 pm (UTC) - Expand
... - kigru - May. 17th, 2018 12:41 pm (UTC) - Expand
... - kigru - May. 17th, 2018 12:43 pm (UTC) - Expand
ruslankaru
May. 19th, 2018 02:24 pm (UTC)
Спасибо за рассмотрение этого вопроса. Всегда относилась к любителям ужасов. И на мой взгляд, вы действительно провели хорошую работу и выяснили плюсы и минусы.
Конечно, всегда есть те, кому фильмы ужасов будут противопоказаны вообще или в определённый период (я беременная и кормящая не смотрела такие фильмы). Но тоже можно сказать и о драме в кинематографе, и о других видах искусства, вызывающих сильные эмоции.
Единственное, что бы я добавила, это, порой, необходимость взбодрить себя эмоционально. Ведь стрессы не просто так придуманы природой, они активизируют силы организма. Тоже самое можно сказать и о гормонах страха, они необходимы организму.
ta
May. 20th, 2018 08:14 am (UTC)
Спасибо. Я это назвала повышением уровня активации, но наверное надо было почетче написать
( Уже высказались: 41 — Высказаться )

Контакты


Email: ta.dra.la@gmail.com
 skype: ta.dra.la
 mob: +79167185406 (whatsup, telegram)

Лицензия Creative Commons

ВСЕ ТЕГИ


InsTa





ТЕМЫ ЭТОГО ЖЖ





psyscribes














fairytales





games





33TSHIRTS.jpg

velvet-flowers.jpg




Последний месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com