Татьяна (ta) wrote,
Татьяна
ta

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Эмоции, о которых я не рассказываю на лекциях

Да поможет мне Браги донести до вас всю глубину моего озарения:)))

Предыстория: вчера шла и рассказывала человеку о проблемах в моей диссертации. А потом бросила: "Но это все скучно. Давай, ты расскажешь что-нибудь хорошее". В ответ я получила: "Ну вот. Рассказала плохие новости и теперь ждет хороших". Я тогда удивилась про себя. Потому что для меня это были безусловно очень значимые, в том числе и эимоционально значимые, новости. Но знака они не имели.

Далее следует прогон (ибо с позиции MHO) про оценочную функцию эмоций, про их знак, про позитивную психотерапию и её потенциальные нейтральные аналоги
Любая психология эмоций начинается с функций эмоций. В зависимости от изысканности ума автора учебника или монографии эти функции могут накидать общим скопом, а могут объединить в группы. Например, можно выделить три большие группы функций эмоций: 1) фкнуция оценки окружающей действительности, 2) функция мотивации и организации деятельности, 3) коммуникативная функция.
На всякий случай, начну с конца, чтобы потихоньку добраться до предмета моих вчерашних мыслей по дороге домой, а не просто подвесить их в воздухе. Так, коммуникативная функция связана с тем, что эмоции иногда выражаются (выражение эмоций наукообразно называется экспрессией). Я пишу "иногда", потому что есть люди, полагающие будто эмоции можно скрыть. На самом деле эмоции выражаются всегда - вопрос лишь в уровне выражения. На уровне организма, эмоции - это сигнал. Сигнал для внутренних органов, сигнализирующей о необходимости перестройки активности. И сигнал для ближнего. Сигнал это простейший. В этом смытре говорят об эмоциональной коммуникации у некоторых видов эмоций. Такой сигнал не говорит ничего о причине возникновения эмоции, но явно демонстрирует реакцию организма. Так плачут наши младенцы, не в силах выразить, отчего: попка грязная, голодно, холодно или температура поднялась. Но они сигнализируют: "мне плохо! но сделайте хоть что-нибудь". Эмоции бывают разные, поэтому это может быть сигнал "я зол", "я тебя хочу" и пр. На уровне социального индивида эмоциональный сигнал превращается в эмоциональный знак. У человека, как у высшего примата, например, чрезвычайно развита способность выражать эмоции путем мимики лица. Шлосбер даже построил шкалу внешних выражений эмоций. Здесь выражение уже непосредственно адресуется к некоему социальному другому. За эмоцией стоит какое-то социальное значение: "Улыбайтесь и все посчитаются вас идиотом". Одно из классических определений значения: значение есть ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей степени полноты и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в языке в форме обобщенного знания или образа действия. Здесь таким языком является культурно принятые формы выражения эмоций. Соответственно, на этом уровне экспрессия эмоций контролируется в бОльшей степени, нежели на уровне организма. На личностном уровне выраженная эмоция превращается в символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной проблемы. Например, самыми глубокими символическими образованиями являются архетипы. Как говорил Юнг, чем сильнее, древнее, мощнее архетип, тем сильнее возникающая в связи с ним эмоция. И эта эмоция - это один из способов общения архетипа с сознанием.
Связь эмоций с деятельностью - отедльная песня. Но тут можно выделить следующие функции эмоций:
1. Мотивация. Оказывается мы действуем либо для того, чтобы получить как можно больше положительных эмоций, либо для того, чтобы избавиться от отрицательных эмоций.
2. Мобилизация. Лимбическая система тесно связана с системой неспецифической активации мозга. Благодаря этому, возникновение эмоций может вести к мобилизации и активации всего организма. Впрочем, к запредельному торможению тоже - если эмоция слишком сильная.
3. Организация деятельности, в том числе и когнитивной. Так, например, эмоции могут выполнять эвристическую функцию. Говорят, что шахматисты, которым запрещено выражать эмоции, с трудом справляются с простейшими задачками (эксперименты Мясищева).
4. Есть ещё регулирующая функция эмоций. Так, например, эмоции могут заставлять нас переключаться с одного вида деятельности на другой (это в учебнике Н.Н. Даниловой, кажется, переключающей функцией называется).
5. Смыслообразующуая функция эмоций - для меня самое темное место. Потому что не ясно, как именно, но эмоции связаны с образованием личностных смыслов. И, вообще, смыслов всех уровней.
И наконец, оценочная функция. Она включает отражение. Эмоции являются системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоциональный критерий оценки – функция от вероятности ожидаемого события (это у Симонова было в его работах). Образование аффективных следов идёт тоже в оценку. Оказывается, более эмоциональные события мы помним лучше, чем нейтральные. И ещё - информация полученная в жестко отрицательной эмоциональной ситуации может в последствии не использоваться (как бы "вытесняться"). Подкрепляющая функция строит мостик между регулирующей и оценочной функциями эмоций.
Так вот, к чему я всё это?! А к тому, что на основе отражающей функции очень велик соблазн классифицировать все эмоции на положительные и отрицательные. Множество ученых строили и продолжают строить пространства эмоций. И там есть координата знака - от положительной до отрицательной. Иногда их называют стремлением-избеганием, позитиными-негативными и т.д. и т.п. Так вот, вопрос к вам - а что происходит в нуле? Там не-эмоция? Дырка в эмоциональном пространстве? Вот в моих экспериментах полагается, что есть нейтральные эмоции. Когда объект не может быть оценен, ни как полезный, ни как вредный. ИМХО, в действительности, всё не так просто. Ведь если, например, есть ортогональная ось интенсивности, то возможна супер-сильная и супер-слабая нейтральная эмоция. Здесь уже корректнее говорить "нейтральная" по знаку. Если предположить ещё какую-нибудь ось, то получится ещё какое-то качество эмоций, возможное при нулевом знаке. Связано это, ИМХО, с развитием потребностной сферы человека. Чтобы было хорошо - это уже не единственное, чего мы хотим. И отражать жизнь мы можем гораздо сложнее, чем в рамках одной координаты благо-вред. Но привычки - вторая натура. И мы по привычке всё так же классифицируем все явления на плюс и минус, а все новости на хорошие и плохие. И выход из проблемы нам видится, например, в том, чтобы избавиться от проблемы, найдя "позитивное" решение. Но, ИМХО, есть что-то таинственно манящие в состоянии, когда знак и интенсивность эмоции сводятся к нулю и открываются новые горизонты переживаний. Но тем не менее, они всё равно есть. Просто они другие и у нас нет категориального аппарата, чтобы их выразить.
Tags: Цигун, психология_, эмоции_
Subscribe to Telegram channel ta
Subscribe
promo ta september 3, 2017 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments