Татьяна (ta) wrote,
Татьяна
ta

Categories:
  • Mood:

ловушки RPG

У меня родилась идея. При том, готова поспорить, что не у меня одной,но я выскажу свое предположение. Чтобы его понять, надо чуть-чуть знатьо понятии "ведущей деятельности", а также периодизации развития Д.Б. Эльконина (который к слову исследованием ролевой игры занимался ещё в те лохматые времена, когда не только интернета, нодаже компьютеров и толкиенистов не было ;))
Понятие ведущей деятельности ввёл Алексей Николаевич Леонтьев. ВД - это та дейятельность,
1. в которой формируются другие виды деятельности,
2 в процессе которой пререстраивааются частные психические процессы,
3. та, в расках которой возникают возрастные новообразования (то есть новая организация личности, новый мотив становится во главу угла).
Для каждого возраста характерна своя ВД.
Даниил Борисович Эльконин подхватил идею ВД у А.Н.Л. и заметил, что в любой ВД важно общеине со взрослым и то, как оно происходит. Оно может происходит через предметы, который взрослый дает ребенку, через отношение. То есть это общение в широком смысле слова (про значение общения на каждой стадии развития можно почитать в работах Лисиной, мы сейчас не о том). В каждом возрасте общение ребёнка со взрослым - разное. И в нем более важную роль может играть либо мотивационно-потребностная сфера, либо операционально-техническая. Вот это разделение нам уже важно. Потому что каждая предыдущая стадия развития, обычно, подготавливает последующую. У Эльконина развитие м-п сферы сменяется развитие о-т. И т.д. Но можно сделать предположение (нужно бы исследовать этот вопрос), что застревание в развитии может происходить отдельно в м-п сфере, хотя в о-т все просто супер. Психологи в рамках деятельностного подхода, кажется, это не исследовали. А вот в рамках клинической практики и исследований эмоционального и социального интеллекта - простора для размышлений очень много.
А теперь - ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста (3-7 лет) и призвана развивать мотивационно-потребностную сферу человека. Она должна подготовить к развитию м-п сферу в подрастковом возрасте в рамках ВД интимно-лчностного обещиня, который в свою очередь подготовит последующие стадии развития психологического взрослого.
С точки зрения Эльконина во время сюжетно-ролевой игры ребенок по-настоящему раскрывает в себе функции взрослого, он берёт на себя его роль. И через призму этой роли начинает понимать, насколько он не-взрослый ещё. И в идеале, что надо бы учиться, чтобы стать таковым взрослым. Но в ролевой игре есть большое искушение. Именуется оно чувством взрослости. Как известно, взрослость может быть как минимум четырех родов:
1. подражание внешним признакам - именно это происходит в РИ, и именно оно воплощает инфантильное представление о взрослой жизни как лёгкой,
2. ориентация на некий набор качеств, например, мачизм как соответствие признакам "настоящего мужчины",
3. социалная зрелость - включение в активность взрослых, например, старших коллег в качестве подмастерья или учениуа, помошника и т.д.,
4. интеллектуальная зрелость - стремление что-то знать и узнать это самостоятельно. По идее приводит к самообразованию, что и характеризует настоящего взрослого.
[тут Эльконин заканчивается, а начинается умствования Лапшиной Т.Н.]
РИ - это то, что способно дать психологическому подростку ощущение внешней взрослости (1) и воплощения некиех взрослых качеств (2). И при этом избежать реальной ВД своего периода, потому как интимно-личностное общение как раз стремится к выходу за пределы ролей, а РИ требует действий в соответствии с правилами роли, значительно все упрощая (правил у игры всегда меньше и они всегда определённее, чем правила жизни). При этом стагнации в развитии м-п сфере подросток может не заметить или сознательно принять: ведь я же развиваюсь, пробую новые роли, прохожу какие-то карьерные ступенечки в ролевом движении и пр. , а другое развитие - фикция и не для меня.
Могу предложить одну из версий того, кто оказывается более падким на эту ловушку. Возможно, тот, кто не доиграл в детстве. Сейчас ведь детей начинают учить значительно раньше 1ого класса, а учебная деятельность - это всё-таки ВД следующего возрастного этапа. Всё успеть в рамках одного психологического возраста невозможно. Это синдром "Питера Пэна", мальчика, который не хотел взрослеть.
Вторая вероятность - неуспешность по той или иной причине в рамках ВД подросткового периода, может откидывать на предыдущий этап освоения м-п сферы с одновременным пробуксовыванием ещё и в учебной деятельности.
Третья вероятность - неготовность или отсрочка социального взросления и, как следствие, откат назад туда, где ещё недоработано.
Заметьте, я говорю о том, что это МОЖЕТ БЫТЬ так. Готова поспорить, что существует огромное количество "ролевиков", у которых никаких проблем с психологическим взрослением нет. Но здесь я говорю об опасностях, которые могут подстерегать в рамках РПГ.
для antirpg
Tags: психология_, ролевые игры
Subscribe to Telegram channel ta
Subscribe
promo ta september 3, 2017 14:03 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Обнаружила, что моя запись про меня-психолога изрядно устарела. Пришло время обновить. И так на момент начала 2017 года меня все еще зовут Татьяна. И я занимаюсь индивидуальным психологическим консультированием и гештальт-терапией. То есть разговариваю с людьми один-на-один, чтобы вместе обсудить…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments